ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА" Рабочая программа по учебному курсу "Алгебра" для обучающихся 7 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется. Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятн остный характер случайных событий. Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления. Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА" Алгебра является одним из опорных курсов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин, как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов, её освоение необходимо для продолжения образования и в повседневной жизни. Развитие у обучающихся научных представлений о происхождении и сущности алгебраических абстракций, способе отражения математической наукой явлений и процессов в природе и обществе, роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном цифровом обществе. Изучение алгебры естественным образом обеспечивает развитие умения наблюдать, сравнивать, находить закономерности, требует критичности мышления, способности аргументированно обосновывать свои действия и выводы, формулировать утверждения. Освоение курса алгебры обеспечивает развитие логического мышления обучающихся: они используют дедуктивные и индуктивные рассуждения, обобщение и конкретизацию, абстрагирование и аналогию. Обучение алгебре предполагает значительный объём самостоятельной деятельности обучающихся, поэтому самостоятельное решение задач естественным образом является реализацией деятельностного принципа обучения. В структуре программы учебного курса «Алгебра» основной школы основное место занимают содержательно-методические линии: «Числа и вычисления»; «Алгебраические выражения»; «Уравнения и неравенства»; «Функции». Каждая из этих содержательно-методических линий развивается на протяжении трёх лет изучения курса, естественным образом переплетаясь и взаимодействуя с другими его линиями. В ходе изучения курса обучающимся приходится логически рассуждать, использовать теоретико-множественный язык. В связи с этим целесообразно включить в программу некоторые основы логики, пронизывающие все основные разделы математического образования и способствующие овладению обучающимися основ универсального математического языка. Таким образом, можно утверждать, что содержательной и структурной особенностью курса «Алгебра» является его интегрированный характер. Содержание линии «Числа и вычисления» служит основой для дальнейшего изучения математики, способствует развитию у обучающихся логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием представлений о действительном числе. Завершение освоения числовой линии отнесено к старшему звену общего образования. Содержание двух алгебраических линий — «Алгебраические выражения» и «Уравнения и неравенства» способствует формированию у обучающихся математического аппарата, необходимого для решения задач математики, смежных предметов и практико-ориентированных задач. В основной школе учебный материал группируется вокруг рациональных выражений. Алгебра демонстрирует значение математики как языка для построения математических моделей, описания процессов и явлений реального мира. В задачи обучения алгебре входят также дальнейшее развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Содержание функционально-графической линии нацелено на получение школьниками знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разно образных процессов и явлений в природе и обществе. Изучение этого материала способствует развитию у обучающихся умения использовать различные выразительные средства языка математики — словесные, символические, графические, вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану в 7 классе изучается учебный курс «Алгебра», который включает следующие основные разделы содержания: «Числа и вычисления», «Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства», «Функции». Учебный план на изучение алгебры в 7 классах отводит 3 учебных часа в неделю, 102 учебных часа в год. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА" Числа и вычисления Рациональные числа. Дроби обыкновенные и десятичные, переход от одной формы записи дробей к другой. Понятие рационального числа, запись, сравнение, упорядочивание рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Решение задач из реальной практики на части, на дроби. Степень с натуральным показателем: определение, преобразование выражений на основе определения, запись больших чисел. Проценты, запись процентов в виде дроби и дроби в виде процентов. Три основные задачи на проценты, решение задач из реальной практики. Применение признаков делимости, разложение на множители натуральных чисел. Реальные зависимости, в том числе прямая и обратная пропорциональности. Алгебраические выражения Переменные, числовое значение выражения с переменной. Допустимые значения переменных. Представление зависимости между величинами в виде формулы. Вычисления по формулам. Преобразование буквенных выражений, тождественно равные выражения, правила преобразования сумм и произведений, правила раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых. Свойства степени с натуральным показателем. Одночлены и многочлены. Степень многочлена. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности. Формула разности квадратов. Разложение многочленов на множители. Уравнения Уравнение, корень уравнения, правила преобразования уравнения, равносильность уравнений. Линейное уравнение с одной переменной, число корней линейного уравнения, решение линейных уравнений. Составление уравнений по условию задачи. Решение текстовых задач с помощью уравнений. Линейное уравнение с двумя переменными и его график. Система двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений способом подстановки. Примеры решения текстовых задач с помощью систем уравнений. Координаты и графики. Функции Координата точки на прямой. Числовые промежутки. Расстояние между двумя точками координатной прямой. Прямоугольная система координат, оси Ox и Oy. Абсцисса и ордината точки на координатной плоскости. Примеры графиков, заданных формулами. Чтение графиков реальных зависимостей. Понятие функции. График функции. Свойства функций. Линейная функция, её график. График функции y= IхI. Графическое решение линейных уравнений и систем линейных уравнений. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоение учебного курса «Алгебры» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса «Алгебра» характеризуются: Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности мораль- но-этических принципов в деятельности учёного. Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей. Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве. Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: — готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; — необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; — способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Алгебра» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями. 1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией). Базовые логические действия: — выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; — воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные; — выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; — делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; — разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения; — выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; — проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; — прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: — выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; — выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. 2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся. Общение: — воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текста х, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; — в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; — представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории. Сотрудничество: — понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; — принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей; — участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); — выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; — оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. 3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности. Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль: — владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; — предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; — оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоение учебного курса «Алгебра» 7 класс должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов: Числа и вычисления Находить значения числовых выражений; применять разнообразные способы и приёмы вычисления значений дробных выражений, содержащих обыкновенные и десятичные дроби. Переходить от одной формы записи чисел к другой (преобразовывать десятичную дробь в обыкновенную, обыкновенную в десятичную, в частности в бесконечную десятичную дробь). Сравнивать и упорядочивать рациональные числа. Округлять числа. Выполнять прикидку и оценку результата вычислений, оценку значений числовых выражений. Выполнять действия со степенями с натуральными показателями. Применять признаки делимости, разложение на множители натуральных чисел. Решать практико-ориентированные задачи, связанные с отношением величин, пропорциональностью величин, процентами; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов. Алгебраические выражения Использовать алгебраическую терминологию и символику, применять её в процессе освоения учебного материала. Находить значения буквенных выражений при заданных значениях переменных. Выполнять преобразования целого выражения в многочлен приведением подобных слагаемых, раскрытием скобок. Выполнять умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен, применять формулы квадрата суммы и квадрата разности. Осуществлять разложение многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя, группировки слагаемых, применения формул сокращённого умножения. Применять преобразования многочленов для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики. Использовать свойства степеней с натуральными показателями для преобразования выражений. Уравнения и неравенства Решать линейные уравнения с одной переменной, применяя правила перехода от исходного уравнения к равносильному ему. Проверять, является ли число корнем уравнения. Применять графические методы при решении линейных уравнений и их систем. Подбирать примеры пар чисел, являющихся решением линейного уравнения с двумя переменными. Строить в координатной плоскости график линейного уравнения с двумя переменными; пользуясь графиком, приводить примеры решения уравнения. Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными, в том числе графически. Составлять и решать линейное уравнение или систему линейных уравнений по условию задачи, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат. Координаты и графики. Функции Изображать на координатной прямой точки, соответствующие заданным координатам, лучи, отрезки, интервалы; за писывать числовые промежутки на алгебраическом языке. Отмечать в координатной плоскости точки по заданным ко ординатам; строить графики линейных функций. Строить график функции y= I хI. Описывать с помощью функций известные зависимости между величинами: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность, время, объём работы. Находить значение функции по значению её аргумента. Понимать графический способ представления и анализа информации;извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Числа и вычисления. Рациональные числа. 1.1. Понятие рационального числа 1 Систематизировать и обогащать знания об обыкновенных и десятичных дробях; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 1.2. Арифметические действия с рациональными числами. 3 Применять разнообразные способы и приёмы вычисления значений дробных выражений, содержащих обыкновенные и десятичные дроби: заменять при необходимости десятичную дробь обыкновенной и обыкновенную десятичной, приводить выражение к форме, наиболее удобной для вычислений, преобразовывать дробные выражения на умножение и деление десятичных дробей к действиям с целыми числами; Устный опрос; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru 1.3. Сравнение, упорядочивание рациональных чисел. 3 Сравнивать и упорядочивать дроби, преобразовывая при необходимости десятичные дроби в обыкновенные, обыкновенные в десятичные, в частности в бесконечную десятичную дробь; Устный опрос; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru 1.4. Степень с натуральным показателем. 2 Приводить числовые и буквенные примеры степени с натуральным показателем, объясняя значения основания степени и показателя степени, находить значения степеней вида an (a — любое рациональное число, n — натуральное число); Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 1.5. Решение основных задач на дроби, проценты из реальной практики. 5 Решать задачи на части, проценты, пропорции, на нахождение дроби (процента) от величины и величины по её дроби (проценту), дроби (процента), который составляет одна величина от другой; Устный опрос; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru 1.6. Признаки делимости, разложения на множители натуральных чисел. 3 Применять признаки делимости, разложения на множители натуральных чисел; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 1.7. Реальные зависимости. 4 Приводить, разбирать, оценивать различные решения, записи решений текстовых задач; Решать практико-ориентированные задачи на дроби, проценты, прямую и обратную пропорциональности, пропорции; Устный опрос; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru 1.8. Прямая и обратная пропорциональности 4 Распознавать и объяснять, опираясь на определения, прямо пропорциональные и обратно пропорциональные зависимости между величинами; приводить примеры этих зависимостей из реального мира, из других учебных предметов; Устный опрос; Контрольная работа; http://schoolcollection.edu.ru Итого по разделу 1 25 Раздел 2. Алгебраические выражения. 2.1. Буквенные выражения. 1 Овладеть алгебраической терминологией и символикой, применять её в процессе освоения учебного материала; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 2.2. Переменные. 1 Овладеть алгебраической терминологией и символикой, применять её в процессе освоения учебного материала; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 2.3. Допустимые значения переменных. 1 Находить значения буквенных выражений при заданных значениях букв; выполнять вычисления по формулам; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 2.4. Формулы. 2 Находить значения буквенных выражений при заданных значениях букв; выполнять вычисления по формулам; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 2.5. Преобразование буквенных выражений, раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых. 3 Выполнять преобразования целого выражения в многочлен приведением подобных слагаемых, раскрытием скобок; Устный опрос; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru 2.6. Свойства степени с натуральным показателем. 4 Находить значения буквенных выражений при заданных значениях букв; выполнять вычисления по формулам; Устный опрос; Контрольная работа; http://schoolcollection.edu.ru 2.7. Многочлены. 2 Выполнять преобразования целого выражения в многочлен приведением подобных слагаемых, раскрытием скобок; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 2.8. Сложение, вычитание, умножение многочленов. 5 Выполнять умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен, применять формулы квадрата суммы и квадрата разности; Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; http://schoolcollection.edu.ru 2.9. Формулы сокращённого умножения. 4 Осуществлять разложение многочленов на множители путём вынесения за скобки общего множителя, применения формулы разности квадратов, формул сокращённого умножения; Устный опрос; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru 2.10. Разложение многочленов на множители 4 Применять преобразование многочленов для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики; Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; http://schoolcollection.edu.ru Итого по разделу 1 1 1 27 Раздел 3.Уравнения и неравенства. 3.1. Уравнение, правила преобразования уравнения, равносильность уравнений. 2 Решать линейное уравнение с одной переменной, применяя правила перехода от исходного уравнения к равносильному ему более простого вида; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 3.2. Линейное уравнение с одной переменной, решение линейных уравнений. 2 Решать линейное уравнение с одной переменной, применяя правила перехода от исходного уравнения к равносильному ему более простого вида; Проверять, является ли конкретное число корнем уравнения; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 3.3. Решение задач с помощью уравнений. 5 Составлять и решать уравнение или систему уравнений по условию задачи, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; http://schoolcollection.edu.ru 1 3.4. Линейное уравнение с двумя переменными и его график. 2 Подбирать примеры пар чисел, являющихся решением линейного уравнения с двумя переменными; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 3.5. Система двух линейных уравнений с двумя переменными. 4 Находить решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ 3.6. Решение систем уравнений способом подстановки и способом сложения 5 Составлять и решать уравнение или систему уравнений по условию задачи, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; http://schoolcollection.edu.ru Итого по разделу: 1 20 Раздел 4. Координаты и графики. Функции. 4.1. Координата точки на прямой. 1 Изображать на координатной прямой точки, соответствующие заданным координатам, лучи отрезки, интервалы; записывать их на алгебраическом языке; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 4.2. Числовые промежутки. 2 Изображать на координатной прямой точки, соответствующие заданным координатам, лучи отрезки, интервалы; записывать их на алгебраическом языке; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 4.3. Расстояние между двумя точками координатной прямой. 2 Изображать на координатной прямой точки, соответствующие заданным координатам, лучи отрезки, интервалы; записывать их на алгебраическом языке; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 4.4. Прямоугольная система координат на плоскости. 2 Отмечать в координатной плоскости точки по заданным координатам; строить графики несложных зависимостей, заданных формулами, в том числе с помощью цифровых лабораторий; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 4.5. Примеры графиков, заданных формула ми. 4 Применять, изучать преимущества, интерпретировать графический способ представления и анализа разнообразной жизненной информации; Устный опрос; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru 4.6. Чтение графиков реальных зависимостей. 2 Осваивать понятие функции, овладевать функциональной терминологией; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 4.7. Понятие функции. 1 Осваивать понятие функции, овладевать функциональной терминологией; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 4.8. График функции. 1 Осваивать понятие функции, овладевать функциональной терминологией; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 4.9. Свойства функций. 2 Осваивать понятие функции, овладевать функциональной терминологией; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 4.10. Линейная функция. 2 Распознавать линейную функцию y = kx + b, описывать её свойства в зависимости от значений коэффициентов k и b; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 4.11. Построение графика линейной функции. 2 Распознавать линейную функцию y = kx + b, описывать её свойства в зависимости от значений коэффициентов k и b; Использовать цифровые ресурсы для построения графиков функций и изучения их свойств; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 4.12. График функции y = I х I Итого по разделу: 3 1 Строить графики линейной функции, функции y = I х I; Приводить примеры линейных зависимостей в реальных процессах и явлениях; Устный опрос; Контрольная работа; http://schoolcollection.edu.ru Выбирать, применять оценивать способы сравнения чисел, вычислений, преобразований выражений, решения уравнений; Осуществлять самоконтроль выполняемых действий и самопроверку результата вычислений, преобразований, построений; Решать задачи из реальной жизни, применять математические знания для решения задач из других предметов; Решать текстовые задачи, сравнивать, выбирать способы решения задачи; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 24 Раздел 5.Повторение и обобщение. 5.1. Повторение основных понятий и методов курса 7 класса, обобщение знаний 6 Итого по разделу: 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 7 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. Понятие рационального числа 1 Устный опрос; 2. Десятичные дроби. Перевод обыкновенных дробей в десятичные 1 Устный опрос; 3. Арифметические действия с рациональными числами 1 Устный опрос; 4. Арифметические действия с рациональными числами 1 Письменный контроль; 5. Сравнение, упорядочивание рациональных чисел 1 Устный опрос; 6. Сравнение, упорядочивание рациональных чисел 1 Устный опрос; 7. Сравнение, упорядочивание рациональных чисел 1 Письменный контроль; 8. Степень с натуральным показателем. 1 Устный опрос; 9. Степень с натуральным показателем. 1 Устный опрос; 10. Решение основных задач на дроби, проценты из реальной практики. 1 Устный опрос; 11. Решение основных задач на дроби, проценты из реальной практики. 1 Устный опрос; 12. Решение основных задач на дроби, проценты из реальной практики. 1 Устный опрос; 13. Решение основных задач на дроби, проценты из реальной практики. 1 Устный опрос; Письменный контроль; 14. Решение основных задач на дроби, проценты из реальной практики. 1 Письменный контроль; 15. Признаки делимости, разложения 1 на множители натуральных чисел. Устный опрос; 16. Признаки делимости, разложения 1 на множители натуральных чисел. Устный опрос; 17. Признаки делимости, разложения 1 на множители натуральных чисел. Устный опрос; 18. Реальные зависимости. 1 Устный опрос; 19. Реальные зависимости. 1 Устный опрос; 20. Реальные зависимости. 1 Устный опрос; 21. Реальные зависимости. 1 Письменный контроль; 22. Прямая и обратная пропорциональности 1 Устный опрос; 23. Прямая и обратная пропорциональности 1 Устный опрос; 24. Прямая и обратная пропорциональности 1 Устный опрос; 25. Контрольная работа №1 «Числа и вычисления» 1 26. Буквенные выражения. 1 Устный опрос; 27. Переменные. 1 Устный опрос; 28. Допустимые значения переменных. 1 Устный опрос; 29. Формулы. 1 Устный опрос; 30. Формулы. 1 Устный опрос; 31. Преобразование 1 буквенных выражений, раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых. Устный опрос; 1 Контрольная работа; 32. Преобразование 1 буквенных выражений, раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых. Устный опрос; 33. Преобразование 1 буквенных выражений, раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых. Письменный контроль; 34. Свойства степени с натуральным показателем. 1 Устный опрос; 35. Свойства степени с натуральным показателем. 1 Устный опрос; 36. Свойства степени с натуральным показателем. 1 Письменный контроль; 37. Контрольная работа №2 «Буквенные выражения. Степень с натуральным показателем» 1 38. Многочлены. 1 Устный опрос; 39. Многочлены. 1 Устный опрос; 40. Сложение, вычитание, умножение 1 многочленов. Устный опрос; 41. Сложение, вычитание, умножение 1 многочленов. Устный опрос; 42. Сложение, вычитание, умножение 1 многочленов. Письменный контроль; 43. Сложение, вычитание, умножение 1 многочленов. Устный опрос; 44. Контрольная работа №3 «Сложение, вычитание, умножение многочленов» 1 45. Формулы сокращённого умножения. 1 Устный опрос; 46. Формулы сокращённого умножения. 1 Устный опрос; 47. Формулы сокращённого умножения. 1 Устный опрос; 48. Формулы сокращённого умножения. 1 Письменный контроль; 1 1 Контрольная работа; Контрольная работа; 49. Разложение многочленов на множители 1 Устный опрос; 50. Разложение многочленов на множители 1 Письменный контроль; 51. Разложение многочленов на множители 1 Устный опрос; 52. Контрольная работа №4 "Многочлены" 1 53. Уравнение, правила преобразования уравнения, равносильность уравнений. 1 Устный опрос; 54. Уравнение, правила преобразования уравнения, равносильность уравнений. 1 Устный опрос; 55. Линейное уравнение с одной переменной, решение линейных уравнений. 1 Устный опрос; 56. Линейное уравнение с одной переменной, решение линейных уравнений. 1 Устный опрос; 57. Решение задач с помощью уравнений. 1 Устный опрос; 58. Решение задач с помощью уравнений. 1 Устный опрос; 59. Решение задач с помощью уравнений. 1 Устный опрос; 60. Решение задач с помощью уравнений. 1 Письменный контроль; 61. Контрольная работа №5 "Линейные уравнения с одной переменной" 1 62. Линейное уравнение с двумя переменными и его график. 1 Устный опрос; 63. Линейное уравнение с двумя переменными и его график. 1 Устный опрос; 64. Система двух линейных уравнений с двумя переменными. 1 Устный опрос; 65. Система двух линейных уравнений с двумя переменными. 1 Устный опрос; 1 1 Контрольная работа; Контрольная работа; 66. Система двух линейных уравнений с двумя переменными. 1 Устный опрос; 67. Система двух линейных уравнений с двумя переменными. 1 Письменный контроль; 68. Решение систем уравнений способом подстановки и способом сложения 1 Устный опрос; 69. Решение систем уравнений способом подстановки и способом сложения 1 Устный опрос; 70. Решение систем уравнений способом подстановки и способом сложения 1 Письменный контроль; 71. Решение систем уравнений способом подстановки и способом сложения 1 Устный опрос; 72. Контрольная работа №6 "Системы линейных уравнений" 1 73. Координата точки на прямой. 1 Устный опрос; 74. Числовые промежутки. 1 Устный опрос; 75. Числовые промежутки. 1 Устный опрос; 76. Расстояние между двумя точками координатной прямой. 1 Устный опрос; 77. Расстояние между двумя точками координатной прямой. 1 Устный опрос; 78. Прямоугольная система координат на плоскости. 1 Устный опрос; 79. Прямоугольная система координат на плоскости. 1 Устный опрос; 80. Примеры графиков, заданных формулами. 1 Устный опрос; 81. Примеры графиков, заданных формулами. 1 Устный опрос; 82. Примеры графиков, заданных формулами. 1 Письменный контроль; 1 Контрольная работа; 83. Примеры графиков, заданных формулами. 1 Устный опрос; 84. Чтение графиков реальных зависимостей. 1 Устный опрос; 85. Чтение графиков реальных зависимостей. 1 Устный опрос; 86. Понятие функции. 1 Устный опрос; 87. График функции. 1 Устный опрос; 88. Свойства функций. 1 Устный опрос; 89. Свойства функций. 1 Устный опрос; 90. Линейная функция. 1 Устный опрос; 91. Линейная функция. 1 Устный опрос; 92. Построение графика линейной функции. 1 Письменный контроль; 93. Построение графика линейной функции. 1 Письменный контроль; 94. График функции y = I х I 1 Устный опрос; 95. График функции y = I х I 1 Устный опрос; 96. Контрольная работа № 7 "Координаты и графики. Функции" 1 97. Числа и вычисления. Рациональные числа 1 Устный опрос; 98. Алгебраические выражения 1 Устный опрос; 99. Уравнения и неравенства 1 Устный опрос; 1 Устный опрос; 100. Системы уравнений 1 Контрольная работа; 101. Координаты и графики. Функции 1 Устный опрос; 102. Координаты и графики. Функции 1 Устный опрос; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 7 0