ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА" Рабочая программа по учебному курсу "Алгебра" для обучающихся 8 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется. Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий. Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления. Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА" Алгебра является одним из опорных курсов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин, как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов, её освоение необходимо для продолжения образования и в повседневной жизни. Развитие у обучающихся научных представлений о происхождении и сущности алгебраических абстракций, способе отражения математической наукой явлений и процессов в природе и обществе, роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном цифровом обществе. Изучение алгебры естественным образом обеспечивает развитие умения наблюдать, сравнивать, находить закономерности, требует критичности мышления, способности аргументированно обосновывать свои действия и выводы, формулировать утверждения. Освоение курса алгебры обеспечивает развитие логического мышления обучающихся: они используют дедуктивные и индуктивные рассуждения, обобщение и конкретизацию, абстрагирование и аналогию. Обучение алгебре предполагает значительный объём самостоятельной деятельности обучающихся, поэтому самостоятельное решение задач естественным образом является реализацией деятельностного принципа обучения. В структуре программы учебного курса «Алгебра» основной школы основное место занимают содержательно-методические линии: «Числа и вычисления»; «Алгебраические выражения»; «Уравнения и неравенства»; «Функции». Каждая из этих содержательно-методических линий развивается на протяжении трёх лет изучения курса, естественным образом переплетаясь и взаимодействуя с другими его линиями. В ходе изучения курса обучающимся приходится логически рассуждать, использовать теоретико-множественный язык. В связи с этим целесообразно включить в программу некоторые основы логики, пронизывающие все основные разделы математического образования и способствующие овладению обучающимися основ универсального математического языка. Таким образом, можно утверждать, что содержательной и структурной особенностью курса «Алгебра» является его интегрированный характер. Содержание линии «Числа и вычисления» служит основой для дальнейшего изучения математики, способствует развитию у обучающихся логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием представлений о действительном числе. Завершение освоения числовой линии отнесено к старшему звену общего образования. Содержание двух алгебраических линий — «Алгебраические выражения» и «Уравнения и неравенства» способствует формированию у обучающихся математического аппарата, необходимого для решения задач математики, смежных предметов и практико-ориентированных задач. В основной школе учебный материал группируется вокруг рациональных выражений. Алгебра демонстрирует значение математики как языка для построения математических моделей, описания процессов и явлений реального мира. В задачи обучения алгебре входят также дальнейшее развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Содержание функционально-графической линии нацелено на получение школьниками знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разно образных процессов и явлений в природе и обществе. Изучение этого материала способствует развитию у обучающихся умения использовать различные выразительные средства языка математики — словесные, символические, графические, вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану в 8 классе изучается учебный курс «Алгебра», который включает следующие основные разделы содержания: «Числа и вычисления», «Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства», «Функции». Учебный план на изучение алгебры в 8 классах отводит 3 учебных часа в неделю, 102 учебных часа в год. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА" Числа и вычисления Квадратный корень из числа. Понятие об иррациональном числе. Десятичные приближения иррациональных чисел. Свойства арифметических квадратных корней и их применение к преобразованию числовых выражений и вычислениям. Действительные числа. Степень с целым показателем и её свойства. Стандартная запись числа. Алгебраические выражения Квадратный трёхчлен; разложение квадратного трёхчлена на множители. Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Рациональные выражения и их преобразование. Уравнения и неравенства Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Простейшие дробно-рациональные уравнения. Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и систем линейных уравнений с двумя переменными. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными. Решение текстовых задач алгебраическим способом. Числовые неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Равносильность неравенств. Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств с одной переменной. Функции Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функций. График функции. Чтение свойств функции по её графику. Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики. Функции y = x², y = x³, у=√х, y= IхI. Графическое решение уравнений и систем уравнений. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоение учебного курса «Алгебры» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса «Алгебра» характеризуются: Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности мораль- но-этических принципов в деятельности учёного. Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей. Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве. Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: — готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; — необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; — способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Алгебра» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями. 1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией). Базовые логические действия: — выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; — воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные; — выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; — делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; — разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения; — выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; — проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; — прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: — выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; — выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. 2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся. Общение: — воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; — в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; — представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории. Сотрудничество: — понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; — принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей; — участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); — выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; — оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. 3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности. Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль: — владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; — предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; — оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоение учебного курса «Алгебра» 8 класс должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов: Числа и вычисления Использовать начальные представления о множестве действительных чисел для сравнения, округления и вычислений; изображать действительные числа точками на координатной прямой. Применять понятие арифметического квадратного корня; находить квадратные корни, используя при необходимости калькулятор; выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни, используя свойства корней. Использовать записи больших и малых чисел с помощью десятичных дробей и степеней числа 10. Алгебраические выражения Применять понятие степени с целым показателем, выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем. Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями. Раскладывать квадратный трёхчлен на множители. Применять преобразования выражений для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики. Уравнения и неравенства Решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух уравнений с двумя переменными. Проводить простейшие исследования уравнений и систем уравнений, в том числе с применением графических представлений (устанавливать, имеет ли уравнение или система уравнений решения, если имеет, то сколько, и пр.). Переходить от словесной формулировки задачи к её алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат. Применять свойства числовых неравенств для сравнения, оценки; решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; давать графическую иллюстрацию множества решений неравенства, системы неравенств. Функции Понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения); определять значение функции по значению аргумента; определять свойства функции по её графику. Строить графики элементарных функций вида y = k/x , y = x², y= x³, у=√х, y= IхI; описывать свойства числовой функции по её графику. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы 1 0 0 Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Формулировать определение квадратного корня из числа, арифметического квадратного корня; Устный опрос; Письменный контроль; Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Числа и вычисления. Квадратные корни 1.1. Квадратный корень из числа. 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 1.2. Понятие об иррациональном числе. 1 0 0 Сравнивать и упорядочивать рациональные и иррациональные числа, записанные с помощью квадратных корней; Устный опрос; dnevnik.ru 1.3. Десятичные приближения иррациональных чисел. 1 0 0 Применять операцию извлечения квадратного корня из числа, используя при необходимости калькулятор; Письменный контроль; dnevnik.ru 1.4. Действительные числа. 1 0 0 Знакомиться с историей развития математики; Устный опрос; dnevnik.ru 1.5. Сравнение действительных чисел. 1 0 0 Сравнивать и упорядочивать рациональные и иррациональные числа, записанные с помощью квадратных корней; Письменный контроль; dnevnik.ru https://resh.edu.ru/ 1.6. Арифметический квадратный корень. 1 0 0 Выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Выражать переменные из геометрических и физических формул; Устный опрос; Письменный контроль; dnevnik.ru https://resh.edu.ru/ 1.7. Уравнение вида x2 = a. 3 0 0 Исследовать уравнение x2 = a, находить точные и приближённые корни при a > 0; Устный опрос; Письменный контроль; dnevnik.ru https://resh.edu.ru/ 1.8. Свойства арифметических квадратных корней. 3 0 0 Исследовать свойства квадратных корней, проводя числовые эксперименты с использованием калькулятора (компьютера); Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 1.9. Преобразование числовых выражений, со держащих квадратные корни 3 1 0 Вычислять значения выражений, содержащих квадратные корни, используя при необходимости калькулятор; Контрольная работа; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ 0 0 Формулировать определение степени с целым показателем; Устный опрос; Письменный контроль; dnevnik.ru Итого по разделу 15 Раздел 2. Числа и вычисления. Степень с целым показателем 2.1. Степень с целым показателем. 1 2.2. Стандартная запись числа. 1 0 0 Представлять запись больших и малых чисел в стандартном виде; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ 2.3. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до космических объектов), длительность процессов в окружающем мире. 1 0 0 Использовать запись чисел в стандартном виде для выражения размеров объектов, длительности процессов в окружающем мире; Устный опрос; dnevnik.ru 2.4. Свойства степени с целым показателем 4 1 0 Применять свойства степени для преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем; Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ Итого по разделу 7 Раздел 3. Алгебраические выражения. Квадратный трёхчлен 3.1. Квадратный трёхчлен. 1 0 0 Распознавать квадратный трёхчлен, устанавливать возможность его разложения на множители; Устный опрос; 1. dnevnik.ru 3. https://uchi.ru/ 3.2. Разложение квадратного трёхчлена на множители 4 1 0 Раскладывать на множители квадратный трёхчлен с неотрицательным дискриминантом; Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; тестирование; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ Итого по разделу 5 Раздел 4. Алгебраические выражения. Алгебраическая дробь 4.1. Алгебраическая дробь. 1 0 0 Записывать алгебраические выражения; Устный опрос; dnevnik.ru 4.2. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. 1 0 0 Находить область определения рационального выражения; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 3. https://uchi.ru/ 4.3. Основное свойство алгебраической дроби. 2 0 0 Формулировать основное свойство алгебраической дроби и применять его для преобразования дробей; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 4.4. Сокращение дробей. 3 0 0 Выполнять действия с алгебраическими дробями; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 4.5. Сложение, вычитание, умножение и деление алгебраических дробей. 4 0 0 Выполнять действия с алгебраическими дробями; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ 4.6. Преобразование выражений, содержащих алгебраические дроби. Итого по разделу 4 1 0 Применять преобразования выражений для решения задач; Письменный контроль; Контрольная работа; 1. dnevnik.ru 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ 15 Раздел 5. Уравнения и неравенства. Квадратные уравнения 5.1. Квадратное уравнение. 1 0 0 Распознавать квадратные уравнения; Устный опрос; dnevnik.ru 5.2. Неполное квадратное уравнение. 2 0 0 Записывать формулу корней квадратного уравнения; решать квадратные уравнения — полные и неполные; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 5.3. Формула корней квадратного уравнения. 3 0 0 Записывать формулу корней квадратного уравнения; решать квадратные уравнения — полные и неполные; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ 5.4. Теорема Виета. 2 0 0 Формулировать теорему Виета, а также обратную теорему, применять эти теорем для решения задач; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 5.5. Решение уравнений, сводящихся к квадратным. 2 0 0 Решать уравнения, сводящиеся к квадратным, с помощью преобразований и заменой переменной; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 5.6. Простейшие дробно-рациональные уравнения. 2 0 0 Решать уравнения, сводящиеся к квадратным, с помощью преобразований и заменой переменной; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 5.7. Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений 3 1 0 Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения; решать составленное уравнение; интерпретировать результат; Письменный контроль; Контрольная работа; 1. dnevnik.ru 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ Итого по разделу: 15 Раздел 6. Уравнения и неравенства. Системы уравнений 6.1. Линейное уравнение с двумя переменными, его график, примеры решения уравнений в целых числах. 2 0 0 Строить графики линейных уравнений, в том числе используя цифровые ресурсы; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 6.2. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. 2 0 0 Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными подстановкой и сложением; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 6.3. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными. 3 0 0 Различать параллельные и пересекающиеся прямые по их уравнениям; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 6.4. Графическая интерпретация уравнения с двумя переменными и систем уравнений с двумя переменными. 2 0 0 Приводить графическую интерпретацию решения уравнения с двумя переменными и систем уравнений с двумя переменными; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 6.5. Решение текстовых задач с помощью систем уравнений 4 1 0 Решать текстовые задачи алгебраическим способом; Письменный контроль; Контрольная работа; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ Итого по разделу: 13 Раздел 7. Уравнения и неравенства. Неравенства 7.1. Числовые неравенства и их свойства. 3 0 0 Формулировать свойства числовых неравенств, иллюстрировать их на координатной прямой, доказывать алгебраически; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 7.2. Неравенство с одной переменной. 1 0 0 Применять свойства неравенств в ходе решения задач; Устный опрос; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 7.3. Линейные неравенства с одной переменной и их решение. 3 0 0 Решать линейные неравенства с одной переменной, изображать решение неравенства на числовой прямой; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 7.4. Системы линейных неравенств с одной переменной и их решение. 2 0 0 Решать системы линейных неравенств, изображать решение системы неравенств на числовой прямой; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 7.5. Изображение решения линейного неравенства и их систем на числовой прямой 3 1 0 Решать системы линейных неравенств, изображать решение системы неравенств на числовой прямой; Письменный контроль; Контрольная работа; 1. dnevnik.ru 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ Итого по разделу: 12 Раздел 8. Функции. Основные понятия 8.1. Понятие функции. 0.5 0 0 Использовать функциональную терминологию и символику; Устный опрос; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 8.2. Область определения и множество значений функции. 0.5 0 0 Вычислять значения функций, заданных формулами (при необходимости использовать калькулятор); составлять таблицы значений функции; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 8.3. Способы задания функций. 1 0 0 Использовать функциональную терминологию и символику; Устный опрос; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 8.4. График функции. 1 0 0 Описывать свойства функции на основе её графического представления; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 8.5. Свойства функции, их отображение на графике 2 1 0 Исследовать примеры графиков, отражающих реальные процессы и явления; Контрольная работа; 1. dnevnik.ru 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ Итого по разделу: 5 Раздел 9.Функции. Числовые функции 9.1. Чтение и построение графиков функций. 1 0 0 Находить с помощью графика функции значение одной из рассматриваемых величин по значению другой; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 9.2. Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы. 1 0 0 Описывать характер изменения одной величины в зависимости от изменения другой; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 9.3. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики. 1 0 0 Распознавать виды изучаемых функций; Устный опрос; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 9.4. Гипербола. 2 0 0 Применять цифровые ресурсы для построения графиков функций; Зачет; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 9.5. График функции y = x2. 2 0 0 Применять цифровые ресурсы для построения графиков функций; Зачет; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 9.6. Функции y = x², y = x³, у=√х, y=IхI; графическое решение уравнений и систем уравнений 2 1 0 Показывать схематически положение на координатной плоскости графиков функций вида: y= x2, y = x3,y=корень квадратный из x, y = I х I; Письменный контроль; Контрольная работа; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 1 0 Осуществлять самоконтроль выполняемых действий и самопроверку результата вычислений, преобразований, построений; Устный опрос; Письменный контроль; ВПР; 1. dnevnik.ru 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ 10 0 Итого по разделу: 9 Раздел 10. Повторение и обобщение 10.1. Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. 6 Итого по разделу: 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. Квадратный корень из числа. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 2. Понятие об иррациональном числе 1 0 0 Устный опрос; 3. Десятичные приближения иррациональных чисел. 1 0 0 Письменный контроль; 4. Действительные числа. 1 0 0 Устный опрос; 5. Сравнение действительных чисел. 1 0 0 Письменный контроль; 6. Арифметический квадратный корень. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 7. Уравнение вида x2 = a. 1 0 0 Письменный контроль; 8. Уравнение вида x2 = a. 1 0 0 Письменный контроль; 9. Уравнение вида x2 = a. 1 0 0 Письменный контроль; 10. Свойства арифметических квадратных корней 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 11. Свойства арифметических квадратных корней 1 0 0 Письменный контроль; 12. Свойства арифметических квадратных корней 1 0 0 Письменный контроль; 13. Преобразование числовых выражений, со держащих квадратные корни 1 0 0 Письменный контроль; 14. Преобразование числовых выражений, со держащих квадратные корни 1 0 0 Письменный контроль; 15. Контрольная работа № 1 по теме "Числа. Вычисления. Квадратные корни" 1 1 0 Контрольная работа; 16. Степень с целым показателем 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 17. Стандартная запись числа. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 18. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до космических объектов), длительность процессов в окружающем мире. 1 0 0 Устный опрос; 19. Свойства степени с целым показателем. Произведение, частное степеней. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 20. Свойства степени с целым показателем. Возведение степени в степень. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 21. Свойства степени с целым показателем. Возведение произведения и частного в степень. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 22. Контрольная работа № 2 по теме "Числа и вычисления. Степень с целым показателем" 1 1 0 Контрольная работа; 23. Квадратный трёхчлен. 1 0 0 Устный опрос; 24. Разложение квадратного трёхчлена на множители 1 0 0 Письменный контроль; 25. Разложение квадратного трёхчлена на множители 1 0 0 Письменный контроль; 26. Разложение квадратного трёхчлена на множители 1 0 0 Письменный контроль; 27. Контрольная работа № 3 по теме "Алгебраические выражения. Квадратный трехчлен" 1 1 0 Тестирование; 28. Алгебраическая дробь. 1 0 0 Устный опрос; 29. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. 1 0 0 Письменный контроль; 30. Основное свойство алгебраической дроби. 1 0 0 Письменный контроль; 31. Основное свойство алгебраической дроби. 1 0 0 Письменный контроль; 32. Сокращение дробей 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 33. Сокращение дробей 1 0 0 Письменный контроль; 34. Сокращение дробей 1 0 0 Письменный контроль; 35. Сложение, вычитание алгебраических дробей. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 36. Сложение, вычитание алгебраических дробей. 1 0 0 Письменный контроль; 37. Умножение и деление алгебраических дробей. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 38. Умножение и деление алгебраических дробей. 1 0 0 Письменный контроль; 39. Преобразование выражений, содержащих алгебраические дроби. Упрощение выражений. 1 0 0 Письменный контроль; 40. Преобразование выражений, содержащих алгебраические дроби. Преобразование выражений для решения задач. 1 0 0 Письменный контроль; 41. Преобразование выражений, содержащих алгебраические дроби. Выражение переменных из формул (физических, геометрических, описывающих бытовые ситуации) 1 0 0 Письменный контроль; 42. Контрольная работа № 4 по теме "Алгебраические выражения. Алгебраическая дробь" 1 1 0 Контрольная работа; 43. Квадратное уравнение. 1 0 0 Устный опрос; 44. Неполное квадратное уравнение. 1 0 0 Письменный контроль; 45. Неполное квадратное уравнение. 1 0 0 Письменный контроль; 46. Формула корней квадратного уравнения. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 47. Формула корней квадратного уравнения. 1 0 0 Письменный контроль; 48. Формула корней квадратного уравнения. 1 0 0 Письменный контроль; 49. Теорема Виета. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 50. Теорема Виета. 1 0 0 Письменный контроль; 51. Решение уравнений, сводящихся к линейным иквадратным. 1 0 0 Письменный контроль; 52. Решение уравнений, сводящихся к квадратным. Биквадратные уравнения. 1 0 0 Письменный контроль; 53. Простейшие дробно-рациональные уравнения. 1 0 0 Письменный контроль; 54. Простейшие дробно-рациональные уравнения. 1 0 0 Письменный контроль; 55. Решение текстовых задач алгебраическим способом: переход от словестной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления уравнения. 1 0 0 Письменный контроль; 56. Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений. История развития алгебры. 1 0 0 Письменный контроль; 57. Контрольная работа № 5 по теме" Уравнения и неравенства. Квадратные уравнения" 1 1 0 Контрольная работа; 58. Линейное уравнение с двумя переменными, его график, примеры решения уравнений в целых числах. 1 0 0 Письменный контроль; 59. Линейное уравнение с двумя переменными, его график, примеры решения уравнений в целых числах. 1 0 0 Письменный контроль; 60. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. 1 0 0 Письменный контроль; 61. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. 1 0 0 Письменный контроль; 62. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными. 1 0 0 Письменный контроль; 63. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными. 1 0 0 Письменный контроль; 64. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными. 1 0 0 Письменный контроль; 65. Графическая интерпретация уравнения с двумя переменными и систем уравнений с двумя переменными. 1 0 0 Письменный контроль; 66. Графическая интерпретация уравнения с двумя переменными и систем уравнений с двумя переменными. 1 0 0 Письменный контроль; 67. Решение текстовых задач с помощью систем уравнений. Алгебраический способ. 1 0 0 Письменный контроль; 68. Решение текстовых задач с помощью систем уравнений. Алгебраический способ. 1 0 0 Письменный контроль; 69. Решение текстовых задач с помощью систем уравнений 1 0 0 Письменный контроль; 70. Контрольная работа № 6 по теме "Уравнения и неравенства. Системы уранений" 1 1 0 Контрольная работа; 71. Числовые неравенства и их свойства. 1 0 0 Устный опрос; 72. Числовые неравенства и их свойства. 1 0 0 Письменный контроль; 73. Числовые неравенства и их свойства. 1 0 0 Письменный контроль; 74. Неравенство с одной переменной 1 0 0 Устный опрос; 75. Линейные неравенства с одной переменной и их решение 1 0 0 Письменный контроль; 76. Линейные неравенства с одной переменной и их решение 1 0 0 Письменный контроль; 77. Линейные неравенства с одной переменной и их решение 1 0 0 Письменный контроль; 78. Системы линейных неравенств с одной переменной и их решение 1 0 0 Письменный контроль; 79. Системы линейных неравенств с одной переменной и их решение 1 0 0 Письменный контроль; 80. Изображение решения линейного неравенства и их систем на числовой прямой 1 0 0 Письменный контроль; 81. Изображение решения линейного неравенства и их систем на числовой прямой 1 0 0 Письменный контроль; 82. Контрольная работа № 7 по теме "Уравнения и неравенства. Неравенства". 1 1 0 Контрольная работа; 83. Понятие функции. Область определения и множество значений функции. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 84. Способы задания функций 1 0 0 Устный опрос; 85. График функции. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 86. Свойства функции, их отображение на графике. 1 0 0 Устный опрос; 87. Контрольная работа № 8 по теме "Функции. Основные понятия" 1 1 0 Тестирование; 88. Чтение и построение графиков функций. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 89. Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы. 1 0 0 Устный опрос; 90. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики. 1 0 0 Устный опрос; 91. Гипербола 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 92. Гипербола 1 0 0 Письменный контроль; 93. График функции y = x2. 1 0 0 Письменный контроль; 94. График функции y = x2. 1 0 0 Письменный контроль; 95. Функции y = x², y = x³,у=√х, y=IхI; графическое решение уравнений и систем уравнений 1 0 0 Письменный контроль; 96. Контрольная работа № 9 по теме "Функции. Числовые функции". 1 1 0 Контрольная работа; 97. Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. Действия с числами. Сравнение чисел. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 98. Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. Преобразование вырвжений. 1 0 0 Письменный контроль; 99. Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. Решение уравнений. 1 0 0 Письменный контроль; 100. Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. Решение задач. 1 0 0 Письменный контроль; 101. Диагностическая работа по алгебре за курс 8 класса. 1 1 0 ВПР; 102. Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. 1 0 0 Устный опрос; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 10 0 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ справочные таблицы ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ линейка, карандаш, циркуль, транспортир