ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ и СТАТИСТИКА" Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 7 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется. Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий. Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления. Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА В современном цифровом мире вероятность и статистика при обретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление. Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе, в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. Помимо этого, при изучении статистики и вероятности обогащаются представления учащихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления. В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основной школы выделены следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов». Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы. Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение здесь имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями. Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках. Также в рамках этого курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В 7 классе изучается курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов». На изучение данного курса отводит 1 учебный час в неделю, всего 34 учебных часа в год. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА" Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных. Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости. Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоение учебного курса «Вероятность и статистика» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Вероятность и статистика» характеризуются: Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного. Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей. Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве. Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: — готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; — необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; — способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями. 1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией). Базовые логические действия: — выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; — воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные; — выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; — делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; — разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения; — выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; — проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; — прогнозировать возможное развитие процесса, а также вы- двигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: — выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; — выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. 2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся. Общение: — воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; — в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; — представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории. Сотрудничество: — понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; — принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей; — участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); — выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; — оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. 3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности. Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль: — владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; — предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; — оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в 7 классе характеризуются следующими умениями. — Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; — Представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений. — Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках. — Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах. — Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных; иметь представление о статистической устойчивости. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Представление данных 1.1. Представление данных в таблицах. 0.5 0 0 Осваивать способы представления статистических данных и числовых; массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и; важных данных (демографические данные; производство промышленной; и сельскохозяйственной продукции; общественные и природные явления); Устный опрос; https://reshator.com/sprav/algebra/7 -klass/tablichnoe-i-graficheskoepredstavlenie-statisticheskih-dannyh/ 1.2. Практические вычисления по табличным данным. 0.5 0 0.25 Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями; данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ;; Практическая работа; Устный опрос; http://school-collection.edu.ru/ 1.3. Извлечение и интерпретация табличных данных. 1 0 0 Осваивать способы представления статистических данных и числовых; массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и; важных данных (демографические данные; производство промышленной; и сельскохозяйственной продукции; общественные и природные явления);; Устный опрос; ; ; https://www.youtube.com/watch?v =avIxr1Js0Gg&t=78s 1.4. Практическая работа «Таблицы». 1 0 1 Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями; данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ;; Практическая работа; http://school-collection.edu.ru/ 1.5. Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм. 1 0 0 Изучать методы работы с; табличными и графическими; представлениями данных с помощью; цифровых ресурсов в ходе; практических рабо; Устный опрос; https://nsportal.ru/sites/default/files /2014/11/11/integrirovannyy_urok -praktikum_po_statistike_7_klass.ppt 1.6. Чтение и построение диаграмм. 1 0 0 Осваивать способы представления статистических данных и числовых; массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и; важных данных (демографические данные; производство промышленной; и сельскохозяйственной продукции; общественные и природные явления); Устный опрос; http://school-collection.edu.ru/ 1.7. Примеры демографических диаграмм. 1 0 0 Осваивать способы представления статистических данных и числовых; массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и; важных данных (демографические данные; производство промышленной; и сельскохозяйственной продукции; общественные и природные явления); Устный опрос; http://school-collection.edu.ru/ 1.8. Практическая работа «Диаграммы» 1 0 1 Осваивать способы представления статистических данных и числовых; массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и; важных данных (демографические данные; производство промышленной; и сельскохозяйственной продукции; общественные и природные явления); Практическая работа; http://school-collection.edu.ru/ Итого по разделу 7 Раздел 2. Описательная статистика 2.1. Числовые наборы. 1 0 0 Осваивать понятия: числовой набор; мера центральной тенденции (мера; центра); в том числе среднее арифметическое; медиана; Решать задачи;; Устный опрос; http://school-collection.edu.ru/ 2.2. Среднее арифметическое. 1 0 0 Осваивать понятия: числовой набор; мера центральной тенденции (мера; центра); в том числе среднее арифметическое; медиана; Решать задачи;; ; Устный опрос; Письменный контроль; http://school-collection.edu.ru/ 2.3. Медиана числового набора. 1 0 0 Осваивать понятия: числовой набор; мера центральной тенденции (мера; центра); в том числе среднее арифметическое; медиана; Решать задачи;; Устный опрос; http://school-collection.edu.ru/ 2.4. Устойчивость медианы. 1 0 0 Осваивать понятия: числовой набор; мера центральной тенденции (мера; центра); в том числе среднее арифметическое; медиана; Решать задачи;; Устный опрос; http://school-collection.edu.ru/ 2.5. Практическая работа «Средние значения». 1 0 1 Осваивать понятия: числовой набор; мера центральной тенденции (мера; центра); в том числе среднее арифметическое; медиана; Решать задачи;; Практическая работа; http://school-collection.edu.ru/ 2.6. Наибольшее и наименьшее значения числового набора. 1 0 0 Решать задачи; Осваивать понятия: наибольшее и наименьшее значения; числового массива; размах;; Устный опрос; https://nsportal.ru/shkola/algebra /library/2012/01/16/primernayarazrabotka-urokov-po-statistike-i -teorii-veroyatnostey 2.7. Размах. 2 0 0 Решать задачи на выбор способа описания данных в соответствии с; природой данных и целями исследования;; Устный опрос; Письменный контроль; http://school-collection.edu.ru/ Итого по разделу 8 Раздел 3. Случайная изменчивость 3.1. Случайная изменчивость (примеры). 1 0 0 Осваивать понятия: частота значений в массиве данных; группировка; данных; гистограмма; Осваивать графические представления разных; видов случайной изменчивости; в том числе с помощью цифровых; ресурсов; в ходе практической работы;; Устный опрос; http://www.myshared.ru/slide/172945/ 3.2. Частота значений в массиве данных. 1 0 0 Осваивать понятия: частота значений в массиве данных; группировка; данных; гистограмма; Осваивать графические представления разных; видов случайной изменчивости; в том числе с помощью цифровых; ресурсов; в ходе практической работы;; Устный опрос; http://school-collection.edu.ru/ 3.3. Группировка. 2 0 0 Осваивать понятия: частота значений в массиве данных; группировка; данных; гистограмма; Осваивать графические представления разных; видов случайной изменчивости; в том числе с помощью цифровых; ресурсов; в ходе практической работы;; Устный опрос; https://urok.1sept.ru/articles/571756 3.4. Гистограммы. 1 0 0 Строить и анализировать гистограммы; подбирать подходящий шаг; группировки;; Устный опрос; https://urok.1sept.ru/articles/571756 3.5. Практическая работа «Случайная изменчивость» 1 0 1 Строить и анализировать гистограммы; подбирать подходящий шаг; группировки;; Практическая работа; http://school-collection.edu.ru/ Итого по разделу: 6 Раздел 4. Введение в теорию графов 4.1. Граф, вершина, ребро. 0.25 0 0 Осваивать понятия: граф; вершина графа; ребро графа; степень; (валентность вершины); цепь и цикл; Осваивать способы представления задач из курса алгебры; геометрии; ; теории вероятностей; других предметов с помощью графов (карты; ; ; Устный опрос; https://www.youtube.com/watch? v=6o8unaT9QZs&t=25s 4.2. Представление задачи с помощью графа. 0.25 0 0 Осваивать понятия: граф; вершина графа; ребро графа; степень; (валентность вершины); цепь и цикл; Осваивать способы представления задач из курса алгебры; геометрии; ; теории вероятностей; других предметов с помощью графов (карты; ; ; Устный опрос; https://www.youtube.com/watch? v=6o8unaT9QZs&t=25s 4.3. Степень (валентность) вершины. 0.25 0 0 Осваивать понятия: граф; вершина графа; ребро графа; степень; (валентность вершины); цепь и цикл; Осваивать способы представления задач из курса алгебры; геометрии; ; теории вероятностей; других предметов с помощью графов (карты; ; ; Устный опрос; http://school-collection.edu.ru/ 4.4. Число рёбер и суммарная степень вершин. 0.25 0 0 Осваивать понятия: граф; вершина графа; ребро графа; степень; (валентность вершины); цепь и цикл; Осваивать способы представления задач из курса алгебры; геометрии; ; теории вероятностей; других предметов с помощью графов (карты; ; ; Устный опрос; http://school-collection.edu.ru/ 4.5. Цепь и цикл. 0.5 0 0 Осваивать понятия: граф; вершина графа; ребро графа; степень; (валентность вершины); цепь и цикл; Осваивать способы представления задач из курса алгебры; геометрии; ; теории вероятностей; других предметов с помощью графов (карты; ; ; Устный опрос; http://school-collection.edu.ru/ 4.6. Путь в графе. 0.5 0 0 Осваивать понятия: путь в графе; эйлеров путь; обход графа; ; ориентированный граф; ; Устный опрос; https://www.youtube.com/watch? v=xtGTPmCXeiU&t=9s 4.7. Представление о связности графа. 0.5 0 0 Осваивать понятия: граф; вершина графа; ребро графа; степень; (валентность вершины); цепь и цикл; Осваивать способы представления задач из курса алгебры; геометрии; ; теории вероятностей; других предметов с помощью графов (карты; ;; Устный опрос; https://www.youtube.com/watch? v=6o8unaT9QZs&t=25s 4.8. 4.9. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированных графах. Итого по разделу: 0.5 1 0 0 Осваивать понятия: граф; вершина графа; ребро графа; степень; (валентность вершины); цепь и цикл; Осваивать способы представления задач из курса алгебры; геометрии; ; теории вероятностей; других предметов с помощью графов (карты; ;; Устный опрос; https://www.youtube.com/watch? v=xtGTPmCXeiU&t=9s 0 0 Осваивать понятия: граф; вершина графа; ребро графа; степень; (валентность вершины); цепь и цикл; Осваивать способы представления задач из курса алгебры; геометрии; ; теории вероятностей; других предметов с помощью графов (карты; ;; Устный опрос; http://school-collection.edu.ru/ 0 0 Осваивать понятия: случайный опыт и случайное событие; ; маловероятное и практически достоверное событие; Наблюдать и изучать частоту событий в простых экспериментах; в; том числе с помощью цифровых ресурсов; в ходе практической; работы; Устный опрос; https://www.youtube.com/watch? v=eDyrxVmwW_U https://www.youtube.com/watch? v=jN7-VtByI5k&t=7s 4 Раздел 5. Вероятность и частота случайного события 5.1. Случайный опыт и случайное событие. 0.5 5.2. Вероятность и частота события. 0.5 0 0 Осваивать понятия: случайный опыт и случайное событие; ; маловероятное и практически достоверное событие; Наблюдать и изучать частоту событий в простых экспериментах; в; том числе с помощью цифровых ресурсов; в ходе практической; работы; Устный опрос; http://school-collection.edu.ru/ 5.3. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. 1 0 0 Осваивать понятия: случайный опыт и случайное событие; ; маловероятное и практически достоверное событие; Наблюдать и изучать частоту событий в простых экспериментах; в; том числе с помощью цифровых ресурсов; в ходе практической; работы; Устный опрос; http://school-collection.edu.ru/ 5.4. Монета и игральная кость в теории вероятностей. 1 0 0 Изучать роль классических вероятностных моделей (монета; ; игральная кость) в теории вероятностей; Наблюдать и изучать частоту событий в простых экспериментах; в; том числе с помощью цифровых ресурсов; в ходе практической; работы.;; Устный опрос; https://www.youtube.com/watch? v=rmSvETX3sTk&t=460s 5.5. Практическая работа «Частота выпадения орла» 1 0 1 Изучать роль классических вероятностных моделей (монета; ; игральная кость) в теории вероятностей; Наблюдать и изучать частоту событий в простых экспериментах; в; том числе с помощью цифровых ресурсов; в ходе практической; работы.;; Практическая работа; https://infourok.ru/prakticheskayarabota-po-teorii-veroyatnostey-istatistike -na-temu-opredelenie-chastotivipadeniya-orla-pri- 0 0.5 Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Решать задачи на представление и описание данных с помощью; изученных характеристик; Практическая работа; http://school-collection.edu.ru/ Итого по разделу: 4 Раздел 6. Обобщение, контроль 6.1. Представление данных. 1 6.2. Описательная статистика. 1 0 0.5 Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Решать задачи на представление и описание данных с помощью; изученных характеристик; Практическая работа; http://school-collection.edu.ru/ 6.3. Вероятность случайного события. 3 0 0.5 Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Решать задачи на представление и описание данных с помощью; изученных характеристик; Обсуждать примеры случайных событий; ; мало вероятных и практически достоверных случайных событий; ; Практическая работа; http://school-collection.edu.ru/ 0 6.75 Итого по разделу: 5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. Представление данных в таблицах.Практические вычисления по табличным данным. 1 0 0.25 Устный опрос; Практическая работа; 2. Извлечение и интерпретация табличных данных. 1 0 0 Устный опрос; 3. Практическая работа «Таблицы». 1 0 1 Практическая работа; 4. Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм. 1 0 0 Устный опрос; 5. Чтение и построение диаграмм. 1 0 0 Устный опрос; 6. Примеры демографических диаграмм. 1 0 0 Устный опрос; 7. Практическая работа «Диаграммы» 1 0 1 Практическая работа; 8. Числовые наборы. 1 0 0 Устный опрос; 9. Среднее арифметическое. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 10. Медиана числового набора 1 0 0 Устный опрос; 11. Устойчивость медианы. 1 0 0 Устный опрос; 12. Практическая работа «Средние значения». 1 0 1 Практическая работа; 13. Наибольшее и наименьшее значения числового набора. 1 0 0 Устный опрос; 14. Размах. 1 0 0 Устный опрос; 15. Размах. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 16. Случайная изменчивость (примеры). 1 0 0 Устный опрос; 17. Частота значений в массиве данных. 1 0 0 Устный опрос; 18. Группировка. 1 0 0 Устный опрос; 19. Группировка. 1 0 0 Устный опрос; 20. Гистограммы. 1 0 0 Устный опрос; 21. Практическая работа «Случайная изменчивость» 1 0 1 Практическая работа; 22. Граф, вершина, 1 ребро.Представление задачи с помощью графа.Степень (валентность) вершины.Число рёбер и суммарная степень вершин. 0 0 Устный опрос; 23. Цепь и цикл.Путь в графе. 1 0 0 Устный опрос; 24. Представление о связности графа.Обход графа (эйлеров путь). 1 0 0 Устный опрос; 25. Представление об ориентированных графах. 1 0 0 Устный опрос; 26. Случайный опыт и случайное 1 событие.Вероятность и частота события. 0 0 Устный опрос; 27. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. 1 0 0 Устный опрос; 28. Монета и игральная кость в теории вероятностей. 1 0 0 Устный опрос; 29. Практическая работа «Частота выпадения орла» 1 0 1 Практическая работа; 30. Представление данных. 1 0 0 Устный опрос; 31. Описательная статистика. 1 0 0 Устный опрос; 32. Вероятность случайного события. 1 0 0.5 Практическая работа; 33. Вероятность случайного события. 1 0 0.5 Практическая работа; 34. Вероятность случайного события. 1 0 0.5 Практическая работа; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 6.75 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко "Теория вероятностей и статистика", М.: МЦНМО, 2008. Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко "Теория вероятностей и статистика", М.: МЦНМО, 2008. Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко "Теория вероятностей и статистика", методическое пособие для учителя М.: МЦНМО, 2008. Е.А.Бунимович, В.А.Булычев "Основы статистики и вероятность", М.: Дрофа, 2004. В.В.Одинцов "Школьный словарь иностранных слов", пособие для учащихся, М., Просвещение, 1983 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://urok.1sept.ru/articles/582818 http://alfusja-bahova.ucoz.ru/load/7_klass/4-3-2 https://www.mathedu.ru/text/bunimovich_bulychev_osnovy_statistiki_i_veroyatnost_5-11_2008/p0/ https://education.yandex.ru/ https://uchi.ru/ https://www.yaklass.ru/ https://math-oge.sdamgia.ru/ https://edu.skysmart.ru/ https://resh.edu.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ