ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "ГЕОМЕТРИЯ" Рабочая программа по учебному курсу "Геометрия" для обучающихся 8 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется. Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий. Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления. Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА "ГЕОМЕТРИЯ" «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», — писал великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. И в этом состоит одна из двух целей обучения геометрии как составной части математики в школе. Этой цели соответствует доказательная линия преподавания геометрии. Следуя представленной рабочей программе, начиная с седьмого класса на уроках геометрии обучающийся учится проводить доказательные рассуждения, строить логические умозаключения, доказывать истинные утверждения и строить контр примеры к ложным, проводить рассуждения от «противного», отличать свойства от признаков, формулировать обратные утверждения. Ученик, овладевший искусством рассуждать, будет применять его и в окружающей жизни. Как писал геометр и педагог Игорь Федорович Шарыгин, «людьми, понимающими, что такое доказательство, трудно и даже невозможно манипулировать». И в этом состоит важное воспитательное значение изучения геометрии, присущее именно отечественной математической школе. Вместе с тем авторы программы предостерегают учителя от излишнего формализма, особенно в отношении начал и оснований геометрии. Французский математик Жан Дьедонне по этому поводу высказался так: «Что касается деликатной проблемы введения «аксиом», то мне кажется, что на первых порах нужно вообще избегать произносить само это слово. С другой же стороны, не следует упускать ни одной возможности давать примеры логических заключений, которые куда в большей мере, чем идея аксиом, являются истинными и единственными двигателями математического мышления». Второй целью изучения геометрии является использование её как инструмента при решении как математических, так и практических задач, встречающихся в реальной жизни. Окончивший курс геометрии школьник должен быть в состоянии определить геометрическую фигуру, описать словами данный чертёж или рисунок, найти площадь земельного участка, рассчитать необходимую длину оптоволоконного кабеля или требуемые размеры гаража для автомобиля. Этому соответствует вторая, вычислительная линия в изучении геометрии в школе. Данная практическая линия является не менее важной, чем первая. Ещё Платон предписывал, чтобы «граждане Прекрасного города ни в коем случае не оставляли геометрию, ведь немаловажно даже побочное её применение — в военном деле да, впрочем, и во всех науках — для лучшего их усвоения: мы ведь знаем, какая бесконечная разница существует между человеком причастным к геометрии и непричастным». Для этого учителю рекомендуется подбирать задачи практического характера для рассматриваемых тем, учить детей строить математические модели реальных жизненных ситуаций, проводить вычисления и оценивать адекватность полученного результата. Крайне важно подчёркивать связи геометрии с другими предметами, мотивировать использовать определения геометрических фигур и понятий, демонстрировать применение полученных умений в физике и технике. Эти связи наиболее ярко видны в темах «Векторы», «Тригонометрические соотношения», «Метод координат» и «Теорема Пифагора». МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану в 8 классе изучается учебный курс «Геометрия», который включает следующие основные разделы содержания: «Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин», а также «Декартовы координаты на плоскости», «Векторы», «Движения плоскости» и «Преобразования подобия». Учебный план предусматривает изучение геометрии на базовом уровне, исходя из 68 учебных часов в учебном году. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "ГЕОМЕТРИЯ" Четырёхугольники. Параллелограмм, его признаки и свойства. Частные случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства. Трапеция, равнобокая трапеция, её свойства и признаки. Прямоугольная трапеция. Метод удвоения медианы. Центральная симметрия. Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках. Средние линии треугольника и трапеции. Центр масс треугольника. Подобие треугольников, коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Применение подобия при решении практических задач. Свойства площадей геометрических фигур. Формулы для площади треугольника, параллелограмма, ромба и трапеции. Отношение площадей подобных фигур. Вычисление площадей треугольников и многоугольников на клетчатой бумаге. Теорема Пифагора. Применение теоремы Пифагора при решении практических задач. Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество. Тригонометрические функции углов в 30°, 45° и 60°. Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой. Углы между хордами и секущими. Вписанные и описанные четырёхугольники. Взаимное расположение двух окружностей. Касание окружностей. Общие касательные к двум окружностям. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоение учебного курса «Геометрия» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса «Геометрия» характеризуются: Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности мораль- но-этических принципов в деятельности учёного. Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей. Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве. Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: — готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; — необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; — способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Геометрия» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями. 1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией). Базовые логические действия: — выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; — воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные; — выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; — делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; — разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения; — выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; — проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; — прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: — выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; — выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. 2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся. Общение: — воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; — в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; — представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории. Сотрудничество: — понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; — принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей; — участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); — выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; — оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. 3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности. Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль: — владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; — предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; — оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоение учебного курса «Геометрия» на уровне 8 класса должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов: — Распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы, пользоваться их свойствами при решении геометрических задач. — Применять свойства точки пересечения медиан треугольника (центра масс) в решении задач. — Владеть понятием средней линии треугольника и трапеции, применять их свойства при решении геометрических задач. — Пользоваться теоремой Фалеса и теоремой о пропорциональных отрезках, применять их для решения практических задач. — Применять признаки подобия треугольников в решении геометрических задач. — Пользоваться теоремой Пифагора для решения геометрических и практических задач. — Строить математическую модель в практических задачах, самостоятельно делать чертёж и на ходить соответствующие длины. — Владеть понятиями синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. — Пользоваться этими понятия ми для решения практических задач. — Вычислять (различными способами) площадь треугольника и площади многоугольных фигур (пользуясь, где необходимо, калькулятором). — Применять полученные умения в практических задачах. — Владеть понятиями вписанного и центрального угла, использовать теоремы о вписанных углах, углах между хордами (секущими) и угле между касательной и хордой при решении геометрических задач. — Владеть понятием описанного четырёхугольника, применять свойства описанного четырёхугольника при решении задач. — Применять полученные знания на практике — строить математические модели для задач реальной жизни и проводить соответствующие вычисления с применением подобия и тригонометрии (пользуясь, где необходимо, калькулятором). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Четырёхугольники 1.1. Параллелограмм, его признаки и свойства. 2 0 0 Изображать и находить на чертежах четырёхугольники разных видов и их элементы; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 1.2. Частные случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства. 3 0 0 Формулировать определения: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции, равнобокой трапеции, прямоугольной трапеции; Устный опрос; Письменный контроль; тестирование; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 1.3. Трапеция. 2 0 0 Формулировать определения: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции, равнобокой трапеции, прямоугольной трапеции; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 1.4. Равнобокая и прямоугольная трапеции. 2 0 0 Доказывать и использовать при решении задач признаки и свойства: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции, равнобокой трапеции, прямоугольной трапеции; Устный опрос; Письменный контроль; тестирование; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 1.5. Удвоение медианы. 1 0 0 Применять метод удвоения медианы треугольника; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 1.6. Центральная симметрия 2 1 0 Использовать цифровые ресурсы для исследования свойств изучаемых фигур; Контрольная работа; Зачет; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ Итого по разделу 12 Раздел 2. Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках, подобные треугольники 2.1. Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках. 2 0 0 Проводить построения с помощью циркуля и линейки с использование теоремы Фалеса и теоремы о пропорциональных отрезках, строить четвёртый пропорциональный отрезок; Устный опрос; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 2.2. Средняя линия треугольника. 2 0 0 Проводить построения с помощью циркуля и линейки с использование теоремы Фалеса и теоремы о пропорциональных отрезках, строить четвёртый пропорциональный отрезок; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ 2.3. Трапеция, её средняя линия. 2 0 0 Проводить построения с помощью циркуля и линейки с использование теоремы Фалеса и теоремы о пропорциональных отрезках, строить четвёртый пропорциональный отрезок; Устный опрос; Письменный контроль; тестирование; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ 2.4. Пропорциональные отрезки, построение четвёртого пропорционального отрезка. 1 0 1 Проводить доказательство того, что медианы треугольника пересекаются в одной точке, и находить связь с центром масс, находить отношение, в котором медианы делятся точкой их пере сечения; Практическая работа; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 2.5.. Свойства центра масс в треугольнике. 1 0 0 Проводить доказательство того, что медианы треугольника пересекаются в одной точке, и находить связь с центром масс, находить отношение, в котором медианы делятся точкой их пере сечения; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 2.6. Подобные треугольники. 2 0 0 Находить подобные треугольники на готовых чертежах с указанием соответствующих признаков подобия; Проводить доказательства с использованием признаков подобия.; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 2.7. Три признака подобия треугольников. 3 0 0 Доказывать три признака подобия треугольников; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ 2.8. Практическое применение 2 1 0 Применять полученные знания при решении геометрических и практических задач; Знакомиться с историей развития геометрии; Контрольная работа; Зачет; устный опрос; 1. dnevnik.ru 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ 5. https://oge.sdamgia.ru/ Итого по разделу: 15 Раздел 3. Площадь. Нахождение площадей треугольников и многоугольных фигур. Площади подобных фигур 3.1. Понятие об общей теории площади. 1 0 0 Овладевать первичными представлениями об общей теории площади (меры), формулировать свойства площади, выяснять их наглядный смысл; Устный опрос; 1. dnevnik.ru 3.2. Формулы для площади треугольника, параллелограмма 2 0 0 Выводить формулы площади параллелограмма, треугольника, трапеции из формулы площади прямоугольника (квадрата); Выводить формулы площади выпуклого четырёхугольника через диагонали и угол между ними; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 3.3. Отношение площадей треугольников с общим основанием или общей высотой. 2 0 0 Находить площади подобных фигур; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 3.4. Вычисление площадей сложных фигур через разбиение на части и достроение. 2 0 1 Разбирать примеры использования вспомогательной площади для решения геометрических задач; Устный опрос; практическая работа; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 3.5. Площади фигур на клетчатой бумаге. 1 0 0 Находить площади фигур, изображённых на клетчатой бумаге, использовать разбиение на части и достроение; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ 3.6. Площади подобных фигур. 1 0 0 Находить площади подобных фигур; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ 3.7. Вычисление площадей. 1 0 0 Вычислять площади различных многоугольных фигур; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ 3.8. Задачи с практическим содержанием. 2 0 0 Решать задачи на площадь с практическим со держанием; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 5. https://oge.sdamgia.ru/ 3.9. Решение задач с помощью метода вспомогательной площади 2 1 0 Разбирать примеры использования вспомогательной площади для решения геометрических задач; Контрольная работа; Зачет; 1. dnevnik.ru 5. https://oge.sdamgia.ru/ Итого по разделу: 14 Раздел 4. Теорема Пифагора и начала тригонометрии 4.1. Теорема Пифагора, её доказательство и применение. 2 0 0 Доказывать теорему Пифагора, использовать её в практических вычислениях; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 4.2. Обратная тео рема Пифагора. 1 0 0 Знакомиться с историей развития геометрии; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 4.3. Определение тригонометрических функций острого угла, тригонометрические соотношения в прямо угольном треугольнике. 2 0 0 Формулировать определения тригонометрических функций острого угла, проверять их корректность; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ 4.4. Основное тригонометрическое тождество. 2 0 0 Выводить тригонометрические соотношения в прямоугольном треугольнике; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 4.5. Соотношения между сторонами в прямоугольных треугольниках с углами в 45° и 45°; 30° и 60° 3 1 0 Исследовать соотношения между сторонами в прямоугольных треугольниках с углами в 45° и 45°; 30° и 60°; применять полученные знания при решении практических задач.; Контрольная работа; Зачет; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ Итого по разделу: 10 Раздел 5. Углы в окружности. Вписанные и описанные четырехугольники. Касательные к окружности. Касание окружности. 5.1. Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой. 2 0 0 Формулировать основные определения, связанные с углами в круге (вписанный угол, центральный угол); 5.2. Углы между хордами и секущими. 2 0 0 Использовать эти свойства и признаки при решении задач; Использовать теоремы об углах между хордами(секущими) и угле между касательной и хордой при решении геометрических задач; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 5.3. Вписанные и описанные четырёхугольники, их признаки и свойства. 2 0 0 Исследовать, в том числе с помощью цифровых ресурсов, вписанные и описанные четырёхугольники, выводить их свойства и признаки; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 3. https://uchi.ru/ 5.4. Применение этих свойств при решении геометрических задач. 2 0 0 Использовать эти свойства и признаки при решении задач; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ 5. https://oge.sdamgia.ru/ 5.5. Взаимное расположение двух окружностей. 2 0 0 Использовать эти свойства и признаки при решении задач; Устный опрос; Письменный контроль; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 5.6. Касание окружностей. 3 1 0 Знакомство с историей развития геометрии; Контрольная работа; Зачет; устный опрос; 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 5. https://oge.sdamgia.ru/ 1 0 Решать задачи на повторение, иллюстрирующие связи между различными частями курса; Устный опрос; ВПР; 1. dnevnik.ru 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ 5. https://oge.sdamgia.ru/ 6 2 Итого по разделу: 13 Раздел 6. Повторение, обобщение знаний. 6.1. Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. 4 Итого по разделу: 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. Параллелограмм, его признаки и свойства. 1 0 0 Устный опрос; 2. Параллелограмм, его признаки и свойства. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 3. Частные случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 4. Частные случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 5. Частные случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 6. Трапеция. 1 0 0 Устный опрос; 7. Трапеция. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 8. Равнобокая и прямоугольная трапеции. 1 0 0 Устный опрос; 9. Равнобокая и прямоугольная трапеции. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 10. Удвоение медианы. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 11. Центральная симметрия 1 0 0 Устный опрос; зачет; 12. Контрольная работа № 1 по теме "Четырехугольники" 1 1 0 Контрольная работа; 13. Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках. 1 0 0 Устный опрос; 14. Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 15. Средняя линия треугольника. 1 0 0 Устный опрос; 16. Средняя линия треугольника. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 17. Трапеция, её средняя линия. 1 0 0 Устный опрос; 18. Трапеция, её средняя линия. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 19. Пропорциональные отрезки, построение четвёртого пропорционального отрезка. 1 0 1 Практическая работа; 20. Свойства центра масс в треугольнике. 1 0 0 Устный опрос; 21. Подобные треугольники. 1 0 0 Устный опрос; 22. Подобные треугольники. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 23. Три признака подобия треугольников. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 24. Три признака подобия треугольников. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 25. Три признака подобия треугольников. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 26. Практическое применение 1 0 0 Письменный контроль; зачет; 27. Контрольная работа № 2 по теме "Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках, подобные треугольники". 1 1 0 Контрольная работа; 28. Понятие об общей теории площади. 1 0 0 Устный опрос; 29. Формулы для площади 1 треугольника, параллелограмма 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 30. Формулы для площади 1 треугольника, параллелограмма 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 31. Отношение площадей 1 треугольников с общим основанием или общей высотой 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 32. Отношение площадей 1 треугольников с общим основанием или общей высотой 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 33. Вычисление площадей сложных фигур через разбиение на части и достроение. 1 0 0 Письменный контроль; 34. Вычисление площадей сложных фигур через разбиение на части и достроение. 1 0 1 Практическая работа; 35. Площади фигур на клетчатой бумаге. 1 0 0 Письменный контроль; 36. Площади подобных фигур. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 37. Вычисление площадей. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 38. Задачи с практическим содержанием. 1 0 0 Письменный контроль; 39. Задачи с практическим содержанием. 1 0 0 Письменный контроль; зачет; 40. Решение задач с помощью метода вспомогательной площади 1 0 0 Письменный контроль; 41. Контрольная работа № 3 по теме "Площадь. Нахождение площадей треугольников и многоугольных фигур. Площади подобных фигур". 1 1 0 Контрольная работа; 42. Теорема Пифагора, её доказательство и применение. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 43. Теорема Пифагора, её доказательство и применение. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 45. Определение 1 тригонометрических функций острого угла, тригонометрические соотношения в прямо угольном треугольнике. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 46. Определение 1 тригонометрических функций острого угла, тригонометрические соотношения в прямо угольном треугольнике. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 47. Основное тригонометрическое тождество. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 48. Основное тригонометрическое тождество. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 49. Соотношения между сторонами в прямоугольных треугольниках с углами в 45° и 45°; 30° и 60° 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 50. Соотношения между сторонами в прямоугольных треугольниках с углами в 45° и 45°; 30° и 60° 1 0 0 Устный опрос; зачет; 51. Контрольная работа № 4 по теме "Терема Пифагора и начала тригонометрии". 1 1 0 Контрольная работа; 52. Вписанные и центральные 1 углы,угол между касательной и хордой. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 44. Обратная тео рема Пифагора. 53. Вписанные и центральные 1 углы,угол между касательной и хордой. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 54. Углы между хордами и секущими. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 55. Углы между хордами и секущими. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 56. Вписанные и описанные четырёхугольники, их признаки и свойства. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 57. Вписанные и описанные четырёхугольники, их признаки и свойства. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 58. Применение этих свойств при 1 решении геометрических задач. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 59. Применение этих свойств при 1 решении геометрических задач. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 60. Взаимное расположение двух окружностей. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 61. Взаимное расположение двух окружностей. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 62. Касание окружностей. 1 0 0 Устный опрос; 63. Касание окружностей. 1 0 0 Письменный контроль; зачет; 64. Контрольная работа № 5 по теме "Углы в окружности. Вписанные и описанные четырехугольники. Касательные к окружности. Касание окружностей". 1 1 0 Контрольная работа; 65. Повторение основных понятий 1 и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 66. Повторение основных понятий 1 и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 67. Диагностическая работа по геометрии за курс 8 класса 1 1 0 ВПР; 68. Повторение, обобщение знаний. 1 0 0 Устный опрос; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 6 2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и другие, Геометрия 7–9 класс, Акционерное общество "Издательство "Просвещение"; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Математика» базовый уровень Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г. 2. Геометрия, Методические рекомендации, 8 класс, Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., 2016 3. Дополнительные главы к учебнику геометрии 7-9 класс Атанасян Л. С. : http://school- collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3b7e4-0a01-01b2-01d4-8209d17a43ff/ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 3. https://uchi.ru/ 4. https://math8-vpr.sdamgia.ru/ 5. https://oge.sdamgia.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Справочные таблицы ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Линейка, карандаш, циркуль, мультимедийный проектор