ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Рабочая программа по литературе для обучающихся 6 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.№ 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО),атакжеПримернойпрограммывоспитания,сучётомКонцепциипреподаваниярусскогоязыка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ЛИТЕРАТУРА» Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественныхобразах,которыесодержатвсебепотенциалвоздействияначитателейиприобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим. Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественныхпроизведенийрусскойимировойлитературы,чтоспособствуетпостижениютаких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможнылишьприсоответствующейэмоционально-эстетическойреакциичитателя,котораязависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта. Полноценноелитературноеобразованиевосновнойшколеневозможнобезучётапреемственностис курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, историиипредметовхудожественногоцикла,чтоспособствуетразвитиюречи,историзмамышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров. В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклорадоновейшейрусскойлитературы)ипредставленыразделы,касающиесялитератур народов России и зарубежной литературы. Основныевидыдеятельностиобучающихсяперечисленыприизучениикаждоймонографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения. ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ЛИТЕРАТУРА» Целиизученияпредмета«Литература»восновнойшколесостоятвформированииуобучающихся потребности вкачественном чтении, культуры читательского восприятия, пониманиялитературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу. Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитаниюпатриотизма,формированиюнационально-культурнойидентичностииспособностик диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения. Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познаниямираисебявэтоммире,сгармонизациейотношенийчеловекаиобщества,ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре. Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному;восприниматьтекстыхудожественныхпроизведенийвединствеформыисодержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств;формироватьпредставления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки. Задачи,связанныесосознаниемобучающимисякоммуникативно-эстетическихвозможностейязыка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою. МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ЛИТЕРАТУРА»ВУЧЕБНОМПЛАНЕ Предмет«Литература»входитвпредметнуюобласть«Русскийязыкилитература»иявляется обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературноечтение». В6классенаизучениепредметаотводится3часавнеделю,суммарноизучениелитературыв6 Классе по программе основного общегообразованиярассчитанона102 часа. СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА Античнаялитература Гомер.Поэмы.«Илиада»,«Одиссея»(фрагменты). Фольклор Русские былины (не менее двух). Например, «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко». НародныепесниибалладынародовРоссииимира(неменеетрёхпесениоднойбаллады).Например, «ПесньоРоланде»(фрагменты).«ПесньоНибелунгах»(фрагменты),баллада«Аника-воин»идр. Древнерусскаялитература «Повестьвременныхлет»(неменееодногофрагмента).Например,«Сказаниеобелгородском киселе», «Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Предание о смерти князя Олега». ЛитературапервойполовиныXIXвека А.С.Пушкин.Стихотворения(неменеетрёх).«ПесньовещемОлеге»,«Зимняядорога», «Узник», «Туча»идр.Роман«Дубровский». М.Ю.Лермонтов.Стихотворения(неменеетрёх).«Трипальмы»,«Листок»,«Утёс»идр. А.В.Кольцов.Стихотворения(неменеедвух).Например,«Косарь»,«Соловей»идр. ЛитературавторойполовиныXIXвека Ф.И.Тютчев.Стихотворения(неменеедвух).«Естьвосенипервоначальной…»,«Споляныкоршун поднялся…». А.А.Фет.Стихотворения(неменеедвух).«Учисьуних—удуба,уберёзы…»,«Япришёлктебес приветом…». И.С.Тургенев.Рассказ«Бежинлуг». Н.С.Лесков.Сказ«Левша». Л.Н.Толстой.Повесть«Детство»(главы). А.П.Чехов.Рассказы(триповыбору).Например,«Толстыйитонкий»,«Хамелеон»,«Смерть чиновника» и А.И.Куприн.Рассказ«Чудесныйдоктор». ЛитератураXX века СтихотворенияотечественныхпоэтовначалаХХвека(неменеедвух).Например,стихотворения С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Блока и др. Стихотворения отечественных поэтов XX века (не менее четырёх стихотворений двух поэтов). Например,стихотворенияО.Ф.Берггольц,В.С.Высоцкого,Е.А.Евтушенко,А.С.Кушнера,Ю.Д. Левитанского, Ю. П. Мориц, Б. Ш. Окуджавы, Д. С. Самойлова. Проза отечественных писателей конца XX — начала XXI века, в том числе о Великой Отечественнойвойне(двапроизведенияповыбору).Например,Б.Л.Васильев.«Экспонат№...»;Б. П. Екимов. «Ночь исцеления», А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «Правдивая история Деда Мороза» (глава «Очень страшный 1942 Новый год») и др. В.Г.Распутин.Рассказ«Урокифранцузского». Произведенияотечественныхписателейнатемувзрослениячеловека (неменеедвух).Например, Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»; Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»; Ю. И. Коваль. «Самая лёгкая лодка в мире» и др. Произведениясовременныхотечественныхписателей-фантастов (неменеедвух).Например,А.В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «Время всегда хорошее»; С. В. Лукьяненко. «Мальчик и Тьма»; В. В. Ледерман. «Календарь ма(й)я» и др. ЛитературанародовРоссийскойФедерации Стихотворения(дваповыбору).Например,М.Карим.«Бессмертие»(фрагменты);Г.Тукай.«Родная деревня», «Книга»; К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…», «Что б ни делалось на свете…». Зарубежнаялитература Д.Дефо.«РобинзонКрузо»(главыпо выбору). Дж.Свифт.«ПутешествияГулливера»(главыповыбору). Произведениязарубежныхписателейнатемувзрослениячеловека (неменеедвух).Например,Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» (главы по выбору). Х. Ли. «Убить пересмешника» (главы по выбору) и др. Произведениясовременныхзарубежныхписателей-фантастов (неменеедвух).Например,Дж.К. Роулинг. «Гарри Поттер» (главы по выбору), Д. У. Джонс. «Дом с характером» и др. ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Изучениелитературыв6классенаправленонадостижениеобучающимисяследующихличностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведенияиспособствуютпроцессамсамопознания,самовоспитанияисаморазвития,формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образованиядолжныотражатьготовностьобучающихсяруководствоватьсясистемойпозитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданскоговоспитания: 1) готовностьквыполнениюобязанностейгражданинаиреализацииегоправ,уважениеправ, свобод и законных интересов других людей; 2) активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родногокрая,страны,втомчислевсопоставлениисситуациями,отражённымивлитературных произведениях; 3) неприятиелюбыхформэкстремизма,дискриминации; 4) пониманиеролиразличныхсоциальныхинститутоввжизни человека; 5) представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормахиправилахмежличностныхотношенийвполикультурномимногоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; 6) представлениеоспособахпротиводействиякоррупции; 7) готовностькразнообразнойсовместнойдеятельности,стремлениеквзаимопониманиюи взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; 8) активноеучастиевшкольномсамоуправлении; 9) готовностькучастиювгуманитарнойдеятельности(волонтерство;помощьлюдям, нуждающимся в ней). Патриотическоговоспитания: 10) осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональномобществе,проявлениеинтересакпознаниюродногоязыка,истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; 11) ценностноеотношениекдостижениямсвоейРодины—России,кнауке,искусству,спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; 12) уважениексимволамРоссии,государственнымпраздникам,историческомуиприродному наследиюипамятникам,традициямразныхнародов,проживающихвроднойстране,обращая внимание на их воплощение в литературе. Духовно-нравственноговоспитания: 13) ориентациянаморальныеценностиинормывситуацияхнравственноговыборасоценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; 14) готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людейспозициинравственныхиправовыхнормсучётомосознанияпоследствийпоступков; 15) активноенеприятиеасоциальныхпоступков,свободаиответственностьличностивусловиях индивидуального и общественного пространства. Эстетическоговоспитания: 16) восприимчивостькразным видамискусства,традициямитворчествусвоегоидругих народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; 17) осознаниеважностихудожественнойлитературыикультурыкаксредствакоммуникациии самовыражения; 18) пониманиеценностиотечественногоимировогоискусства,ролиэтническихкультурных традиций и народного творчества; 19) стремлениексамовыражениювразныхвидах искусства. Физическоговоспитания,формированиякультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия: 20) осознаниеценностижизнисопоройнасобственныйжизненныйичитательский опыт; 21) ответственноеотношениексвоемуздоровьюиустановканаздоровыйобразжизни(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); 22) осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности,втомчисленавыкибезопасногоповедениявинтернет-средевпроцессешкольного литературного образования; 23) способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационнымиприроднымусловиям,втомчислеосмысляясобственныйопытивыстраивая дальнейшие цели; 24) умениеприниматьсебяидругих,неосуждая; 25) умениеосознаватьэмоциональноесостояниесебяидругих,опираясьнапримерыиз литературных произведений; 26) уметьуправлятьсобственнымэмоциональнымсостоянием; 27) сформированностьнавыкарефлексии,признаниесвоегоправанаошибкуитакогожеправа другого человека с оценкой поступков литературных героев. Трудовоговоспитания: 28) установканаактивноеучастиеврешениипрактическихзадач(врамкахсемьи,школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; 29) интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основепримененияизучаемогопредметногознанияизнакомствасдеятельностьюгероевна страницах литературных произведений; 30) осознаниеважностиобучениянапротяжениивсейжизнидляуспешнойпрофессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; 31) готовностьадаптироватьсявпрофессиональнойсреде; 32) уважениектрудуирезультатамтрудовойдеятельности,втомчислеприизучении произведений русского фольклора и литературы; 33) осознанныйвыборипостроениеиндивидуальнойтраекторииобразованияижизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологическоговоспитания: 34) ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в областиокружающейсреды,планированияпоступковиоценкиихвозможныхпоследствийдля окружающей среды; 35) повышениеуровняэкологическойкультуры,осознаниеглобальногохарактераэкологических проблем и путей их решения; 36) активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированноепризнакомствеслитературнымипроизведениями,поднимающими экологические проблемы; 37) осознаниесвоейроликакгражданинаипотребителявусловияхвзаимосвязиприродной, технологической и социальной сред; 38) готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологическойнаправленности. Ценностинаучногопознания: 39) ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностяхразвитиячеловека,природыиобщества,взаимосвязяхчеловекасприроднойи социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; 40) овладениеязыковойичитательскойкультуройкаксредствомпознаниямира; 41) овладениеосновныминавыкамиисследовательскойдеятельностисучётомспецифики школьного литературного образования; 42) установканаосмыслениеопыта,наблюдений,поступковистремлениесовершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностныерезультаты,обеспечивающиеадаптациюобучающегосякизменяющимсяусловиям социальной и природной среды: 43) освоениеобучающимисясоциальногоопыта,основныхсоциальныхролей,соответствующих ведущей деятельости возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизнивгруппахисообществах,включаясемью,группы,сформированныепопрофессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; 44) изучениеиоценкасоциальныхролейперсонажейлитературныхпроизведений; 45) потребностьвовзаимодействиивусловияхнеопределённости,открытостьопытуизнаниям других; 46) вдействиивусловияхнеопределенности,повышениеуровнясвоейкомпетентностичерез практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; 47) в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,осознаватьдефицитысобственныхзнанийикомпетентностей,планироватьсвоё развитие; 48) умениеоперироватьосновнымипонятиями,терминамиипредставлениямивобласти концепции устойчивого развития; 49) анализироватьивыявлятьвзаимосвязиприроды,обществаиэкономики; 50) оцениватьсвоидействиясучётомвлияниянаокружающуюсреду,достиженийцелейи преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; 51) способностьосознаватьстрессовуюситуацию,оцениватьпроисходящиеизмененияиих последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; 52) восприниматьстрессовуюситуациюкаквызов,требующийконтрмер; 53) оцениватьситуациюстресса,корректироватьпринимаемыерешенияидействия; 54) формулироватьиоцениватьрискиипоследствия,формироватьопыт,уметьнаходить позитивное в произошедшей ситуации; 55) бытьготовымдействоватьвотсутствиигарантийуспеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Кконцуобученияуобучающегосяформируютсяследующиеуниверсальныеучебныедействия. Универсальныеучебныепознавательныедействия: 1) Базовыелогическиедействия: — выявлятьихарактеризоватьсущественныепризнакиобъектов(художественныхиучебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко- литературного процесса); — устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объектыпосущественномупризнаку,устанавливатьоснованиядляихобобщенияисравнения, определять критерии проводимого анализа; — сучётомпредложеннойзадачивыявлятьзакономерностиипротиворечияврассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; — предлагатькритериидлявыявлениязакономерностейипротиворечийсучётомучебной задачи; — выявлятьдефицитыинформации,данных,необходимыхдлярешенияпоставленнойучебной задачи; — выявлятьпричинно-следственныесвязиприизучениилитературныхявленийипроцессов; — делатьвыводысиспользованиемдедуктивныхииндуктивныхумозаключений, умозаключений по аналогии; — формулироватьгипотезыобих взаимосвязях; — самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов(сравниватьнескольковариантоврешения,выбиратьнаиболееподходящийсучётом самостоятельно выделенных критериев). 2) Базовыеисследовательскиедействия: — формулироватьвопросы,фиксирующиеразрывмеждуреальнымижелательнымсостоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; — использоватьвопросыкакисследовательскийинструментпознаниявлитературном образовании; — формироватьгипотезуобистинностисобственныхсужденийисужденийдругих, аргументировать свою позицию, мнение — проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлениюособенностейлитературногообъектаизучения,причинно-следственныхсвязейи зависимостей объектов между собой; — оцениватьнаприменимостьидостоверностьинформацию,полученнуювходеисследования (эксперимента); — самостоятельноформулироватьобобщенияивыводыпорезультатампроведённого наблюдения, опыта, исследования; — владетьинструментамиоценкидостоверностиполученныхвыводовиобобщений; — прогнозироватьвозможноедальнейшееразвитиесобытийиихпоследствияваналогичных илисходныхситуациях,атакжевыдвигатьпредположенияобихразвитиивновыхусловияхи контекстах, в том числе в литературных произведениях. 3) Работасинформацией: — применятьразличныеметоды,инструментыизапросыприпоискеиотборелитературнойи другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; — выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьлитературнуюидругую информацию различных видов и форм представления; — находитьсходныеаргументы(подтверждающиеилиопровергающиеоднуитужеидею, версию) в различных информационных источниках; — самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информацииииллюстрироватьрешаемыеучебныезадачинесложнымисхемами,диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оцениватьнадёжностьлитературнойидругойинформациипокритериям,предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; — эффективнозапоминатьисистематизироватьэтуинформацию. Универсальныеучебныекоммуникативныедействия: 1) Общение: — восприниматьиформулироватьсуждения,выражатьэмоциивсоответствиисусловиямии целями общения; — распознаватьневербальныесредстваобщения,пониматьзначениесоциальныхзнаков,знатьи распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; — выражатьсебя(своюточкузрения)вустныхиписьменных текстах; — пониматьнамерениядругих,проявлятьуважительноеотношениексобеседникуикорректно формулировать свои возражения; — входеучебногодиалогаи/илидискуссиизадаватьвопросыпосуществуобсуждаемойтемыи высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлятьсвоисужденияссуждениямидругихучастниковдиалога,обнаруживать различие и сходство позиций; — публичнопредставлятьрезультатывыполненногоопыта(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); — самостоятельновыбиратьформатвыступлениясучётомзадачпрезентациииособенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. 2) Совместнаядеятельность: — использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновыватьнеобходимостьприменениягрупповыхформвзаимодействияприрешении поставленной задачи; — принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:распределятьроли,договариваться,обсуждатьпроцессирезультатсовместной работы; — уметьобобщатьмнениянесколькихлюдей; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определятьсвоюроль(сучётомпредпочтенийивозможностейвсехучастниковвзаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); — выполнятьсвоючастьработы,достигатькачественногорезультатапосвоемунаправлению,и координировать свои действия с другими членами команды; — оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным пониматьнамерениядругих,проявлятьуважительноеотношениексобеседникуикорректно формулировать свои возражения; — входеучебногодиалогаи/илидискуссиизадаватьвопросыпосуществуобсуждаемойтемыи высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлятьсвоисужденияссуждениямидругихучастниковдиалога,обнаруживать различие и сходство позиций; — публичнопредставлятьрезультатывыполненногоопыта(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); — самостоятельновыбиратьформатвыступлениясучётомзадачпрезентациииособенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; — участникамивзаимодействияналитературныхзанятиях; — сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,разделятьсферуответственностиипроявлятьготовностькпредоставлениюотчёта перед группой. Универсальныеучебныерегулятивныедействия: 1) Самоорганизация: — выявлятьпроблемыдлярешениявучебныхижизненныхситуациях,анализируяситуации, изображённые в художественной литературе; — ориентироватьсявразличныхподходахпринятиярешений(индивидуальное,принятие решения в группе, принятие решений группой); — самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способрешенияучебнойзадачисучётомимеющихсяресурсовисобственныхвозможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; — составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректироватьпредложенныйалгоритмсучётомполученияновыхзнанийобизучаемом литературном объекте; — делатьвыборибратьответственностьзарешение. 2) Самоконтроль: — владетьспособамисамоконтроля,самомотивацииирефлексиившкольномлитературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; — учитыватьконтекстипредвидетьтрудности,которыемогутвозникнутьприрешенииучебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; — объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельности,даватьоценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; — вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций,установленныхошибок,возникшихтрудностей;оцениватьсоответствиерезультата цели и условиям. 3) Эмоциональныйинтеллект: — развиватьспособностьразличатьиназыватьсобственныеэмоции,управлятьимииэмоциями других; — выявлятьианализироватьпричиныэмоций; — ставитьсебянаместодругогочеловека,пониматьмотивыинамерениядругого,анализируя примеры из художественной литературы; — регулироватьспособвыражениясвоихэмоций; 4) Принятиесебяидругих: — осознанноотноситьсякдругомучеловеку,егомнению,размышляянадвзаимоотношениями литературных героев; — признаватьсвоёправонаошибкуитакоежеправодругого;приниматьсебяидругих,не осуждая; — проявлятьоткрытостьсебеидругим; — осознаватьневозможностьконтролироватьвсёвокруг. ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ — Пониматьобщечеловеческуюидуховно-нравственнуюценностьлитературы,осознаватьеёроль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; — пониматьособенностилитературыкаквидасловесногоискусства,отличатьхудожественный текст от текста научного, делового, публицистического; — осуществлятьэлементарныйсмысловойиэстетическийанализпроизведенийфольклораи художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся); • определятьтемуиглавнуюмысльпроизведения,основныевопросы,поднятыеавтором; указывать родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять позицию героя и авторскую позицию; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи; • понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, басня, послание); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристикагероя;портрет,пейзаж,художественнаядеталь;юмор,ирония;эпитет,метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа; • выделятьвпроизведенияхэлементыхудожественнойформыиобнаруживатьсвязимежду ними; • сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературныхпроизведений,темы,проблемы,жанры(сучётомвозрастаилитературного развития обучающихся); • сопоставлятьспомощьюучителяизученныеисамостоятельнопрочитанныепроизведения художественнойлитературыспроизведениямидругихвидовискусства(живопись,музыка, театр, кино); — выразительночитатьстихиипрозу,втомчисленаизусть(неменее7поэтическихпроизведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся); — пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческийпересказ,отвечатьнавопросыпопрочитанномупроизведениюиспомощьюучителя формулировать вопросы к тексту; — участвоватьвбеседеидиалогеопрочитанномпроизведении,даватьаргументированнуюоценку прочитанному; — создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 100 слов), писатьсочинение-рассуждениепозаданнойтемесопоройнапрочитанныепроизведения,аннотацию, отзыв; — владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора, древнерусской,русскойизарубежнойлитературыисовременныхавторовсиспользованиемметодов смыслового чтения и эстетического анализа; — осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественнойлитературыдляпознаниямира,формированияэмоциональныхиэстетических впечатлений, а также для собственного развития; — планироватьсобственноедосуговоечтение,обогащатьсвойкругчтенияпорекомендациям учителя, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков; — развиватьуменияколлективнойпроектнойилиисследовательскойдеятельностипод руководством учителя и учиться публично представлять полученные результаты; — развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоватьсяподруководствомучителяэлектроннымибиблиотекамиидругимиинтернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности. ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ №п /п Наименованиеразделовитемпрограммы Количествочасов Датаизуч ения Видыдеятельности Виды,формыко Электронные (цифровые) нтроля образовательныересурсы всего контрольные работы практические работы 2 0 0 01.09.2022 09.09.2022 Выразительно читать фрагменты произведений.Характеризовать героя поэмы; создавать словесный портрет на основеавторского описания и художественныхдеталей. Сопоставлять литературныепроизведения с мифологической основой;атакженаосновеблизостиихтемати киипроблематики; сравнивать персонажейпроизведенияпосходствуилико нтрасту; сопоставлять с эпическими произведениямидругих народов. Владеть умениямианализироватьпроизведение; различными видами пересказа художественноготекста(подробный; сжатый;выборочный; творческий).; Устныйопрос;В ыразительноечт ение; Раздел1.Античнаялитература 1.1. Гомер. Поэмы «Илиада»,«Одиссея»(фрагменты) Итогопоразделу https://resh.edu.ru/subject/lesson/7069/start/246450/ 2 Раздел2.Фольклор 2.1. Былины(неменеедвух).Например,«ИльяМуромеци Соловей-разбойник»,«Садко» 4 0 0 14.09.2022 21.09.2022 Выразительночитатьбылины;пересказывать; передавая языковые и интонационныеособенностиэтогожанра.Работат ьсословом;с историко-культурным комментарием.;Отвечать на вопросы; составлятьразвёрнутыйплан; определять идейно-тематическое содержаниебылин.Определятьособенностибыл иныкакэпическогожанра; выявлять особенности композиции;художественныедетали; определяя их роль в повествовании;ритмикомелодическое своеобразие русскойбылины. Характеризовать героев былин; оцениватьихпоступки.Сопоставлятьбылинысдруг ими известными произведениямигероического эпоса. Определять рольгиперболы как одного из основных средствизображения былинных героев.; Устныйопрос;Ан https://resh.edu.ru/subject/lesson/7069/start/246450/ ализпроизведени й; 2.2. Развитиеречи 1 0 0 22.09.2022 Высказатьсвоеотношениекпрочитанному Письменный контроль; 2.3. НародныепесниибалладынародовРоссииимира(нем 3 енеетрёхпесениоднойбаллады). «Песнь о Роланде» (фрагменты), «Песнь оНибелунгах» (фрагменты), баллада «Аникавоин» и др. 0 0 23.09.2022 07.10.2022 Читать выразительно фольклорныепроизведения. Определять художественнотематическиеособенностинародныхпесенибал лады. Выражать личное читательскоеотношение к прочитанному. Устно илиписьменноотвечатьнавопросы.Работатьсос ловаря-ми; определятьзначениеустаревшихсловивыр ажений.; 2.4. Развитиеречи 0 0 19.10.2022 Высказатьсвоеотношениекпрочитанному Итогопоразделу 1 Устныйопрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/lesson/7027/start/246322/https ://resh.edu.ru/subject/lesson/7074/start/290853/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7027/start/246322/ 9 Раздел3.Древнерусскаялитература 3.1. «Повесть временных лет» (не менее одногофрагмента). Например, «Сказание обелгородском киселе», «Сказание о походекнязяОлеганаЦарьград»,«Преданиеосмер тикнязяОлега» 2 0 0 20.10.2022 21.10.2022 Выразительно читать произведение с учётомособенностей жанра. Работать со словарями;определять значение устаревших слов ивыражений. Выявлять характерные дляпроизведений древнерусской литературы темы;образы и приёмы изображения человека. Определятьспомощьюучителяроль; и место древнерусских повестей в историирусской литературы. Характеризовать образрассказчика; иглавныхгероев.Выявлятьсредствахуд ожественнойвыразительности;анализи роватьидейнотематическоесодержаниеповести.; Устныйопрос; 3.2. Внеклассноечтение 1 0 0 26.10.2022 Выразительно читать произведение с учётомособенностей жанра. Работать со словарями,определять значение устаревших слов ивыражений. Выявлять характерные дляпроизведений древнерусской литературы темы,образы и приёмы изображения человека. Определятьспомощьюучителяроль и место древнерусских повестей в историирусской литературы. Характеризовать образрассказчика иглавныхгероев.Выявлятьсредствахуд ожественнойвыразительности,анализи роватьидейнотематическоесодержаниеповести. Устныйопрос; Итогопоразделу Раздел4.ЛитературапервойполовиныXIXвека 3 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7030/start/266369/ 4.1. А.С.Пушкин.Стихотворения(неменеетрёх). «ПесньовещемОлеге»,«Зимняядорога», «Узник»,«Туча»идр.Роман«Дубровский». 9 0 0 27.10.2022 01.12.2022 Читатьвыразительностихотворение.Отличатьпоэт Практическая ический текст от работа; прозаического;аргументироватьсвойответ.Выявля тьсредствахудожественной изобразительности влирических произведениях (эпитет; метафора;олицетворе ние;сравнение).; Выполнять письменные работы попервоначальному анализу стихотворения.Заучивать стихотворение наизусть.;Читать; анализировать и интерпретироватьхудожественныйтекст; сравниватьегоспроизведениемдревнерусскойлит ературы. Определять общее; иособенноевподачесюжета.Уметьработатьсосло варями; определять значение устаревших слов;ивыражений.; Читать фрагменты прозаического произведения.Анализироватьтекст; выявлятьтему;композ ицию; круг главных героев и второстепенныхперсонажей. Составлять развёрнутый план;пересказывать фрагменты текста. Аргументированно высказывать своёотношениексобытиямигероямпроизведения. Писать сочинение на одну из тем.; 4.2. М.Ю.Лермонтов.Стихотворения(неменеетрёх).«Тр 3 ипальмы»,«Листок»,«Утёс»идр. 0 0 02.12.2022 08.12.2022 Выразительно читать стихотворение.;Определять тематическое единствоподобранных произведений. Выявлять средствахудожественной изобразительности влирических произведениях (эпитет; метафора;олицетворе ние;сравнение).; Сопоставлять художественные тексты спроизведениями других видов искусств.Заучиватьповыборустихотворение/янаиз усть.; Практикум; https://resh.edu.ru/subject/lesson/7048/start/246130/ 4.3. Развитиеречи 0 0 09.12.2022 Выразительно читать поэтический текст.Определятьидейнохудожественноесодержание текста, выявлять средствахудожественнойвыразительности. Видеть взаимосвязь пейзажной зарисовки сдушевнымсостояниеминастроениемчеловека.Ха рактеризовать лирического героя. Работатьсословарями,определятьзначениеустарев шихслов и выражений. Читать одно изстихотворенийнаизусть. Практикум; https://resh.edu.ru/subject/lesson/7049/start/315021/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7041/start/292538/http s://resh.edu.ru/subject/lesson/7042/start/247058/https://r esh.edu.ru/subject/lesson/7044/start/247410/https://resh. edu.ru/subject/lesson/7045/start/314958/https://resh.edu .ru/subject/lesson/7046/start/314926/ 4.4. А.В.Кольцов.Стихотворения(неменеедвух). «Косарь»,«Соловейидр. 1 0 0 14.12.2022 Выразительно читать поэтический текст.Определятьидейнохудожественноесодержаниетекста; выявлять средства художественнойвыразительности.; Видеть взаимосвязь пейзажной зарисовки сдушевнымсостояниеминастроениемчеловека.Ха рактеризовать лирического героя. Работатьсословарями; определять значение устаревших слов ивыражений.Читатьодноизстихотворенийна изусть.; Практикум; 4.5. Внеклассноечтение 1 0 0 15.12.2022 Высказатьсвоеотношениекпрочитанному Практикум; Итогопоразделу 15 Раздел5.ЛитературавторойполовиныXIXвека 5.1. Ф.И.Тютчев.Стихотворения(неменеедвух). «Естьвосенипервоначальной…»,«Споляныкоршун поднялся…» 1 0 0 16.12.2022 Читать выразительно стихотворение.Определятьеготематическоес одержаниеиэмоциональный; настрой. Выявлять средства художественнойвыразительности. Читать одно изстихотворенийнаизусть.; Устныйопрос; https://resh.edu.ru/subject/lesson/7035/start/247250/ 5.2. А.А.Фет.Стихотворения(неменеедвух). «Учисьуних—удуба,уберёзы…»,«Япришёл к тебе с приветом…». 2 0 0 21.12.2022 22.12.2022 Читать выразительно стихотворение;анализировать. Находить языковые средствахудожественной выразительности (эпитет;сравнение; метафора;олицетворе ние); определятьихрольвсозданиипоэтическихобразо в. Читать одно из стихотворенийнаизусть.; Практикум; https://resh.edu.ru/subject/lesson/7052/start/307610/ 5.3. Развитиеречи 1 0 0 23.12.2022 Читать выразительно стихотворение,анализировать. Находить языковые средствахудожественной выразительности (эпитет,сравнение, метафора, олицетворение),определятьихрольвсозданиипоэ тическихобразов. Читать одно из стихотворенийнаизусть. Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/lesson/7052/start/307610/ 5.4. И. С. Тургенев.Рассказ«Бежи нлуг» 3 0 0 28.12.2022 30.12.2022 Воспринимать и выразительно читатьлитературноепроизведение.Уметьотвечать навопросы; задавать вопросы к тексту;пересказывать. Составлять план (простой; подробный).Выделятьнаиболееяркиеэпизодыпро изведения. Определять тему; идею.Характеризоватьглавныхгероеврассказа.Опр еделять роль пейзажных описаний впроизведении.; Сопоставлять художественный текст спроизведениями других видов искусств.Составлять отзыв на рассказ. Пользоватьсябиблиотечнымкаталогомдляпои скакниги.; Устныйопрос; https://resh.edu.ru/subject/lesson/7050/start/247346/https ://resh.edu.ru/subject/lesson/7036/start/247282/ 5.5. Н. С. Лесков.Сказ« Левша» 3 0 0 11.01.2023 13.01.2023 Читатьтекст; Устныйопрос; отвечатьнавопросы.Владетьразличнымивид амипересказахудожественноготекста(подро бный; сжатый; выборочный).Характеризоватьгероя; егопоступки.Определятьосновнуюмысльпро изведения; жанровыеособенности; художественные средства изобразительности.Работать со словарями; определять значение устаревших слов ивыражений. Аргументированно высказыватьсвоё отношение к герою произведения. Создавать аннотацию на прочитанноепроизведение.; https://resh.edu.ru/subject/lesson/7051/start/246066/https ://resh.edu.ru/subject/lesson/7032/start/315085/ 5.6. Развитиеречи 1 0 0 18.01.2023 Высказатьсвоеотношениекпрочитанному https://resh.edu.ru/subject/lesson/7032/start/315085/ 5.7. Л.Н.Толстой. Повесть«Детство»(главы) 3 1 0 19.01.2023 25.01.2023 Выразительно читать главы Устныйопрос;Ко https://resh.edu.ru/subject/lesson/2310/start/ повести;отвечать на вопросы; нтрольнаяработа пересказывать. Выявлять основную ; мысль;определять особенности композиции.;Участвовать в беседе о прочитанном; в том числе используя факты жизни итворчества писателя; формулировать своюточку зрения и корректно передавать своимисловами смысл чужих суждений. Определятьособенностиавтобиографическогопро изведения. Характеризовать главного героя;его поступки и переживания.; Практикум; 5.8. А. П. Чехов. Рассказы (три по выбору).Например,«Толстыйитонкий»,«Хамел еон», «Смертьчиновника» 2 0 0 26.01.2023 27.01.2023 Восприниматьивыразительночитатьрассказ;отве чать на вопросы; уметьформулироватьвопросыктексту;пер есказывать близко к тексту; владеть художественным пересказом.Определять роль названия в литературномпроизведении. Выявлять жанровые отличиярассказа; определять его проблематику. Анализироватьпроизведение с учётом его жанровыхособенностей; сиспользованиемметодовсмысловогочтенияиэстет ическогоанализа; даватьсобственнуюинтерпретациюиоценкупро изведениям. Характеризовать героеврассказа. Выявлять детали; создающие комический эффект. Инсценироватьрассказ или его фрагмент. Писать мини-сочинение.; Устныйопрос; 5.9. Внеклассноечтение 1 0 0 01.02.2023 Высказатьсвоеотношениекпрочитанному Устныйопрос; 5.10. А.И.Куприн. Рассказ«Чудесныйдоктор» 2 0 0 02.02.2023 08.02.2023 Восприниматьивыразительночитатьрассказ.Отв ечать на вопросы; уметьформулироватьвопросыктексту;пер есказыватьтекст; используя авторские средства художественнойвыразительности. Определять тему; идеюпроизведения; своеобразие композиции. Характеризоватьглавныхгероев; основныесобытия.Описыватьпортретыгероевпро изведения; раскрыватьихвнутренниймир.Выстраиватьспомо щью учителя траекториюсамостоятельного чтения. Писать отзыв напрочитанноепроизведение; аргументироватьсвоёмнение.; Устныйопрос; 0 0 09.02.2023 15.02.2023 Эмоционально воспринимать и выразительночитать Практикум; произведение (в том числе наизусть).Отвечать; навопросы; анализировать стихотворение. Определять тему;идею; художественные и композиционныеособенности лирического произведения;особенности авторского языка. Характеризоватьлирического героя. Устно или письменноотвечать на вопросы.; Итогопоразделу https://resh.edu.ru/subject/lesson/7053/start/246610/https ://resh.edu.ru/subject/lesson/3068/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7057/start/246962/ 19 Раздел6.ЛитератураХХвека 6.1. Стихотворения отечественных поэтов началаХХ века (не менее двух). Например,стихотворения С. А. Есенина, В. В.Маяковского, А. А. Блока и др. 3 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7058/start/307770/ 6.2. Стихотворения отечественных поэтов XX века(неменеечетырёхстихотворенийдвухпоэтов). Например,стихотворенияО.Ф.Берггольц,В.С.Высо цкого, Е. А. Евтушенко, А. С. Кушнера,Ю. Д. Левитанского, Ю. П. Мориц, Б. Ш.Окуджавы, Д. С. Самойлова 3 0 0 16.02.2023 01.03.2023 Эмоционально воспринимать и выразительночитать Практикум; произведение (в том числе наизусть).Выражатьличноечитательскоеотношение кпрочитанному.; Определятьтему;иде ю; художественные и композиционныеособенности лирического произведения.;Характеризовать лирического героя. Анализироватьпроизведениесучётомегородожанровой принадлежности. Выявлять средствахудожественной изобразительности влирическихпроизведениях.; Устноилиписьменноотвечатьнавопросы.; 6.3. Внеклассноечтение 1 0 0 02.03.2023 Эмоционально воспринимать и выразительночитать Практикум; произведение (в том числе наизусть).Выражатьличноечитательскоеотношение кпрочитанному. Определятьтему,идею,художественныеиком позиционные особенности лирическогопроизведения. Характеризовать лирического героя.Анализироватьпроизведениесучётомегород о-жанровой принадлежности. Выявлять средствахудожественной изобразительности влирическихпроизведениях. Устноилиписьменноотвечатьнавопросы. 6.4. Проза отечественных писателей конца XX — 2 начала XXI века, в том числе о ВеликойОтечественной войне (два произведения повыбору).Например,Б.Л.Васильев.«Экспонат №»; Б. П. Екимов. «Ночь исцеления»; А. В.Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «ПравдиваяисторияДедаМороза»(глава«Оченьстра шный1942 Новый год») 0 0 03.03.2023 10.03.2023 Читать; Практикум; отвечать на вопросы;пересказывать. Находить детали;языковые средства художественнойвыразительности; определятьихрольвпроизведении.Определятьхарак тер главного героя; его взаимоотношение с окружающими.Выявлятьрольпейзажаврассказе. Оцениватьхудожественное своеобразие произведения.Выявлять авторскую позицию. Высказыватьсвоё отношение к событиям; изображённым в произведении. Находитьинформациюобавтореипроизведениивспр авочной; энциклопедической литературе. Создаватьаннотацию на прочитанное произведение.Выстраиватьспомощьюучителятр аекториюсамостоятельногочтения.Писатьсочин ениесопорой на одно из произведений.; 6.5. Развитиеречи 0 0 15.03.2023 Высказатьсвоеотношениекпрочитанному 1 Письменный контроль; 6.6. В.Г.Распутин.Рассказ«Урокифранцузского» 2 0 0 16.03.2023 24.03.2023 Эмоционально воспринимать и выразительночитатьпроизведение.Отвечатьнавопр осыиуметь формулировать вопросы к тексту. Определятьтему;иде ю; характерыглавныхгероев;моти вы их поступков.; Анализироватьпроизведениесучётомегожан ровыхособенностей; сиспользованиемметодовсмысловогочтенияиэстет ическогоанализа; даватьсобственнуюинтерпретациюиоценкупрои зведению. Выявлять авторскую позицию.Писать сочинение на одну из предложенныхтем.; Устныйопрос; 6.7. Развитиеречи 1 0 0 29.03.2023 Высказатьсвоеотношениекпрочитанному 6.8. Произведенияотечественныхписателейнатемувзро слениячеловека(неменеедвух).Например,Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»; Р. И.Фраерман.«ДикаясобакаДинго,илиПовестьопер вой любви»; Ю. И. Коваль. «Самая лёгкаялодка в мире» 3 0 0 30.03.2023 12.04.2023 Читать; отвечать на вопросы;пересказывать. Определять тему; идею произведения. Характеризовать главныхгероев; давать их словесный портрет. Сопоставлятьгероев и их поступки с другимипроизведениями. Выявлять авторскую позицию.Высказывать своё отношение к событиям;изображённым в произведении. Находитьинформацию об авторе и произведении всправочной; энциклопедическойлитературе.;Выстраиватьсп омощьюучителятраекториюсамостоятельного чтения. Участвовать в разработкеучебныхпроектов.Писатьотзывнапрочит аннуюкнигу.; Устныйопрос; https://resh.edu.ru/subject/lesson/7060/start/304979/https ://resh.edu.ru/subject/lesson/7061/start/246898/ 6.9. Внеклассноечтение 1 0 0 13.04.2023 Читать,отвечатьнавопросы,пересказывать.Опр еделять тему, идею произведения. Характеризовать главных героев, давать ихсловесный портрет. Сопо- ставлять героев и ихпоступкисдругимипроизведениями.Выявлятьав торскую позицию. Высказывать своёотношение к событиям, изображённым впроизведении.Находитьинформациюобавтореи произведении в справочной,энциклопедическойлитературе. Выстраивать с помощью учителя траекториюсамостоятельного чтения. Участвовать вразработкеучебныхпроектов.Писатьотзывнапрочи таннуюкнигу. Устныйопрос; https://resh.edu.ru/subject/lesson/7061/start/246898/ Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/lesson/7064/start/307738/http s://resh.edu.ru/subject/lesson/7063/start/301952/https://r esh.edu.ru/subject/lesson/7062/start/305449/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7062/start/305449/ 6.10. Произведения современных 4 отечественныхписателей-фантастов (не менее двух). Например,А.В.ЖвалевскийиЕ.Б.Пастернак. «Времявсегдахорошее»;С.В.Лукьяненко. «МальчикиТьма»;В.В.Ледерман.«Календарьма(й)я » и др. 0 0 14.04.2023 21.04.2023 Эмоционально воспринимать и выразительночитать произведение. Определять тему;идею; художественные и композиционныеособенности произведений. Формулироватьвопросы по тексту произведения.;Использовать различные виды пересказапроизведения или его фрагмента. Характеризовать и сопоставлять основныхгероевпроизведений; выявлять художественные средства ихсоздания.Сопоставлятьпроизведенияодногоир азных авторов по заданным основаниям. Выявлять средства художественнойизобразительности в произведениях.Использовать различные виды пересказапроизведения или его фрагмента. Выражатьличное читательское отношение кпрочитанному.Выстраиватьспомощьюучителя траекторию самостоятельного чтения.Писатьсочинениеналитературнуютему илиотзыв на прочитанное произведение;аргументировать своё мнение. Создаватьаннотацию на прочитанное произведение.; Устныйопрос; 6.11. Развитиеречи 0 0 26.04.2023 Высказатьсвоеотношениекпрочитанному Практикум; Итогопоразделу 1 22 Раздел7.ЛитературанародовРоссийскойФедерации 7.1. Стихотворения(дваповыбору).Например,М.Карим. 2 «Бессмертие» (фрагменты); Г. Тукай. «Роднаядеревня»,«Книга»;К.Кулиев.«Когданамен янавалиласьбеда…»,«Какимбымалымни был мой народ…», «Что б ни делалось насвете…» 0 0 27.04.2023 28.04.2023 Читать выразительно и анализироватьпоэтический текст. Характеризоватьлирического героя. Сопоставлять произведения;определяяобщностьтемыиеёхудожес твенноевоплощение. Выявлять художественныесредствавыразительности.; Практикум; 7.2. Внеклассноечтение 0 0 03.05.2023 Высказатьсвоеотношениекпрочитанному Устныйопрос; Итогопоразделу Раздел8.Зарубежнаялитература 1 3 8.1. Д.Дефо.«РобинзонКрузо»(главыповыбору) 2 0 0 04.05.2023 05.05.2023 Читать выразительно прозаический текст;отвечатьнавопросы.Учитьсясамостоятель ноформулировать вопросы. Пересказывать(кратко; подробно; выборочно)главуповести.; Уметь характеризовать героев повести.Анализироватьдетали; выявляющиеавторскоеотношение; к персонажам. Определять художественныесредства выразительности. Работать сословарями; определять значение устаревших слов ивыражений. Аргументи- рованно высказыватьсвоё отношение к героям произведения. Составлятьотзывнапроизведение.; Устныйопрос; 8.2. Дж.Свифт.«ПутешествияГулливера»(главыпов ыбору) 2 0 0 10.05.2023 11.05.2023 Читатьпроизведение;отвечатьн авопросы; анализировать отдельные фрагменты.Определять жанровую особенностьпроизведения.Характеризоватьглавн огогероя;выявлятьсвоёотношениекнему.Сопостав лятьхудожественные тексты с произведениямидругихвидовискусств.Составлять письменныйотзыв на произведение.; Устныйопрос; 8.3. Произведения зарубежных писателей на темувзрослениячеловека(неменеедвух).Например, Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» (главы повыбору); Х. Ли. «Убить пересмешника» (главыпо выбору) и др. 4 0 0 12.05.2023 19.05.2023 Читать; отвечать на вопросы. Самостоятельноформулировать вопросы к произведению впроцессеегоанализа.Владетьразнымивидамианали за.; Выявлятьсюжет; композицию произведения. Находитьинформациюобавтореипроизведениивспр авочной; энциклопедической литературе. Выстраивать спомощью учителя траекториюсамостоятельного чтения. Участвовать вразработкеучебныхпроектов.Писатьотзывнапроч итаннуюкнигу.; Устныйопрос; 8.4. Произведения современных зарубежныхписателей-фантастов (не менее двух). Например,Дж.К.Роулинг.«ГарриПоттер»(главы по выбору), Д. У. Джонс. «Дом схарактером» и др. 3 1 0 24.05.2023 Читать выразительно литературноепроизведение; отвечатьнавопросы; самостоятельно формулировать вопросы.Определять жанровую особенностьпроизведения. Определять тему; идею;художественны е; и композиционные особенности произведения.Находить информацию об авторе ипроизведении в справочной;энциклопедическойлитературе.; Выстраивать с помощью учителя траекториюсамостоятельного чтения. Участвовать вразработкеучебныхпроектов.Писатьотзывнапрочи танную книгу. Создавать аннотацию напрочитанноепроизведение.; Устныйопрос; 8.5. Внеклассноечтение 1 0 0 25.05.2023 Читать выразительно литературноепроизведение, отвечать на вопросы,самостоятельно формулировать вопросы.Определять жанровую особенностьпроизведения. Определять тему, идею,художественные и композиционные особенности произведения.Находить информацию об авторе ипроизведении в справочной, энциклопедическойлитературе. Выстраиватьспомощьюучителятраекториюсам остоятельногочтения Устныйопрос; 0 0 26.05.2023 Высказатьсвоеотношениекпрочитанному 2 0 Итогопоразделу 12 Раздел9.Итоговыйконтроль 9.1. Итоговыеконтрольныеработы 2 Итого по разделу 2 Резервное время 15 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ 102 Контрольная работа; ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Темаурока Количествочасов всего контрольные практические работы работы Дата изучения Виды, формы контроля Раздел 1 Античная литература ( 2ч) 1 Античная литература. ПоэмыГомера«Илиада»и «Одиссея» 1 0 0 02.09. Устный опрос; 2 Гомер.«Илиада».Образы Ахилла и Гектора 1 0 0 05.09. Устный опрос; Раздел 2 Фольклор ( 7 часов + 3 в/ч) 3 Русскиебылины:жанровые особенности и система образов. Былина«ИльяМуромеци Соловейразбойник» 1 0 0 7.09. Устный опрос; 4 Новгородские Былина«Садко» 1 0 1 09.09. Практикум; 5 Развитиеречи.Былина «ВольгаиМикула Селянинович». 1 0 1 12.09. Практикум; 6 Русская народная песня (лирическиеиисторические песни). Календарнообрядовые песни 1 0 0 14.09. Устный опрос; 7 Народныепесниибаллады народов России и мира «ПесньоРоланде» (фрагменты), 1 0 1 16.09. Практикум; 8 Народныепесниибаллады народов. России и мира«ПесньоНибелунгах» (фрагменты) 1 0 0 19.09 Устный опрос; 9 Жанр баллады в мировой литературе.Баллада"Аникавоин" 1 0 0 21.09 Устный опрос; 10. Внеклассноечтение. БалладаФ.Шиллера «Кубок».Сюжетное своеобразие. 1 0 1 22.09 Практикум; 11. Внеклассноечтение. БалладаФ.Шиллера «Перчатка». Проблемы благородства,достоинстваи чести. 1 0 1 26.09 Практикум; 12. Внеклассное чтение. БалладаР.Л.Стивенсона «Вересковый мёд»: тема, идея,сюжет,композиция. 1 0 0 28.09 Устный опрос; 13. 1 Развитие речи. Итоговый урокпотеме«Жанрбаллады в мировой литературе». 0 1 30.09 Письменный контроль; Практикум; 14. Древнерусскаялитература: основные жанры и особенности. 1 0 0 3.10 Устный опрос; 15. Древнерусскиелетописи. «Повестьвременныхлет»: «Сказаниеоюношекожемяке» 1 0 0 5.10 Устный опрос; 16 Внеклассное чтение. Древнерусскиелетописи. «Повестьвременныхлет»: «Сказаниеобелгородском киселе» 1 0 0 7.10 Устный опрос; 17 А.С.Пушкин.«Песнь о вещем 1 Олеге» 0 0 10.10 Устный опрос; 18 А.С.Пушкин.«Зимняя дорога» 1 0 1 12.10 Практикум; 19 А.С.Пушкин.«Узник», «Туча» 1 0 1 14.10 Практикум; 20. Развитиеречи.Двусложные размеры стиха. 1 0 1 17.10 Письменный контроль; Развитие речи; 21 А.С.Пушкин.Роман «Дубровский»:история создания; тема, идея романа. 1 0 0 22 А.С.Пушкин. «Дубровский»:сюжети фабула 1 0 0 Устный опрос; 23 А.С.Пушкин. «Дубровский»:Дубровскийстарший и Троекуров. Сопоставительная характеристика;система образов 1 0 0 Устный опрос; 24 А.С.Пушкин. «Дубровский»:образ главного героя 1 0 0 Устный опрос; 25 А.С.Пушкин.Владимири Маша: история любви 1 0 0 Устный опрос; 26 А.С.Пушкин. «Дубровский»: второстепенныеперсонажи в романе 1 0 0 Устный опрос; 27 А.С.Пушкин. «Дубровский»:финал романа. 1 0 0 Устный опрос; 28 Авторское отношениек героям повести «Дубровский» 1 0 0 Устный опрос; 29 Итоговый урок по творчествуА.С.Пушкина. 1 0 1 Письменный контроль; 30 М. Ю. Лермонтов. Стихотворение«Три пальмы» 1 0 0 Устный опрос 31 М. Ю. Лермонтов. Стихотворение«Листок» 1 0 0 Устный опрос 32 М. Ю. Лермонтов. Стихотворение«Утёс» 1 0 0 Устный опрос 33 Развитиеречи.Трёхсложные размеры стиха. 1 0 0 19.10 Устный опрос; Развит ие речи; А.В. Кольцов.Стихотворения «Песняпахаря»,«Косарь» 1 35 Внеклассноечтение.А.В. Кольцов. Стихотворение «Нешумиты,рожь…» 1 0 0 Устный опрос 36 Ф.И. Тютчев.Стихотворения «Есть в осени первоначальной…»,«С поляны коршун поднялся…». 1 0 0 Устный опрос 37 А.А.Фет.Стихотворения «Учисьуних—удуба,у берёзы…», «Я пришёл к тебе с приветом…» 1 0 0 Устный опрос 38 А.А.Фет.«Ельрукавоммне тропинку завесила…» 1 0 0 Практикум; 39 Развитие речи. Итоговый урок по творчеству М. Ю. Лермонтова,А.В.Кольцова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. 1 0 1 Письменный контроль; 40 СборникИ.С.Тургенева «Запискиохотника».Рассказ «Бежин луг». 1 0 0 Устны й опрос; 41 И.С.Тургенев.«Бежин луг»: образы и герои 1 0 0 Устны й опрос; 42 И. С. Тургенев. «Бежин луг»: портрет и пейзаж в литературномпроизведении 1 0 0 Устны й опрос; 43 Н.С.Лесков.Сказ«Левша»: образ главного героя 1 0 0 Устны й опрос; 44 «Левша»:художественныеи жанровые особенности произведения 1 0 0 Устны й опрос; 34 0 1 Практикум; Устный опрос 45 Н.С.Лесков.«Левша»: авторскоеотношениек герою 1 0 0 Устны й опрос; 46 Развитие речи. Итоговый урок по творчеству И. С. Тургенева,Н.С. Лескова. 1 0 0 Развит ие речи; 47 Л.Н.Толстой.«Детство» (главы). Автобиографический характерповести.Уроки доброты и сострадания. образ Николеньки Иртеньева 1 0 0 Устны й опрос; 48 Л.Н.Толстой.«Детство» (главы): образы Карла Иваныча и Натальи Савишны. 1 0 0 Устны й опрос; 49 Итоговая конторольная работаза1-еполугодие 1 1 0 Контрольная работа; 50 А.П.Чехов.«Толстыйи тонкий»: юмор, ирония, источники комического 1 0 0 Устны й опрос; 51 А. П. Чехов. «Хамелеон»: художественные средства и приёмы изображения 1 0 0 Устны й опрос; 52 Внеклассное чтение. А. П. Чехов.«Смертьчиновника»: проблема истинных и ложных ценностей 1 0 0 Устны й опрос; 53 А. И. Куприн. «Чудесный доктор»:геройипрототип 1 0 0 Устны й опрос; 54 А. И. Куприн. «Чудесный доктор»какрождественский рассказ 1 0 0 Устны й опрос; 55 Итоговый урок по творчествуА.П.Чехова,А. И. Куприна. 1 0 1 Письменны й контроль; 56 Родная природа в стихотворениях русских поэтовXXвека.А.А.Блок. Стихотворения «О, весна, без конца и без краю…», «Лениво и тяжко плывут облака…»,«Встануявутро туманное…» 1 0 0 Практикум; Устный опрос 57 С.А.Есенин.Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…»,«Низкийдомс голубыми ставнями», « Я покинулродимыйдом…», 1 0 0 Практикум; В. В. Маяковский. Стихотворение«Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с ВладимиромМаяковским летом на даче» 1 Стихотворения отечественныхпоэтовXX века. Н. М. Рубцов. Стихотворения «Звезда полей»,«Листьяосенние» 1 Стихотворения отечественныхпоэтовXX века. Н. А. Заболоцкий. Стихотворения «Я не ищу гармониивприроде…»,«В этой роще берёзовой….», «Грозаидёт» 1 58 59 60 Устный опрос 0 0 Практикум; Устный опрос 0 0 Практикум; Устный опрос 0 0 Практикум; Устный опрос 61 Песни на стихи русских поэтовXXвека(напримере стихотворений «Русское поле» И. А. Гоффа, «По смоленской дороге» Б. Ш. Окуджавы, «Доченьки» А. Н. Вертинского, «Кони привередливые» В. С. Высоцкого) 1 0 0 Практикум; Устный опрос 62 Итоговыйурокпотеме «РусскаяпоэзияXXвека». 1 0 1 Письменный контроль; 63 Проза отечественных писателей конца XX — началаXXIвека,втомчисле о Великой Отечественной войне. Б. Л. Васильев. «Экспонат№» 1 0 0 Устный опрос; 64 Б.П.Екимов.«Ночь исцеления» 1 0 0 Устный опрос; 65 В. О. Богомолов. «Иван»: изображение событий военноговременивповести 1 0 0 Устный опрос; 66 В. О. Богомолов. «Иван»: изображение событий военноговременивповести 1 0 0 Устный опрос; 67 Развитие речи. А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «Правдивая история Деда Мороза» (глава«Оченьстрашный 1942 Новый год»). 1 0 0 Устный опрос; 68 В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: проблематикарассказа,речь героев 1 0 0 Устный опрос; 69 В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: проблематикарассказа,речь героев 1 0 0 Устный опрос; 70 В. Г. Распутин. «Уроки французского»:трудности послевоенного времени 1 0 0 Устный опрос; 71 В. Г. Распутин. «Уроки французского»: образ главногогероярассказа 1 0 0 Устный опрос; 72 В.Г.Распутин.«Уроки французского»: смысл названия рассказа 1 0 0 Устный опрос; 73 Развитие речи. В. Г. Распутин. «Уроки французского»: нравственнаяпроблематика. 1 0 1 Письменный контроль; 74 Ф.А.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»:школа,учитель, ученики. 1 0 0 Устный опрос; 75 Ф.А.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла:юморврассказе. 1 0 0 Устный опрос; 76 В.М.Шукшин.«Критики»: образ странного героя в рассказе. 1 0 0 Устный опрос; 77 1 Внеклассное чтение. Ю. И. Коваль.«Самаялёгкаялодка в мире» 0 0 Устный опрос; 78 Произведения современных 1 отечественных писателейфантастов.А.В.Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «Время всегда хорошее» 0 0 Устный опрос; 79 А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак.«Времявсегда хорошее» 1 0 0 Устный опрос; 80 А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак.«Времявсегда хорошее» 1 0 0 Устный опрос; 81 А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак.«Времявсегда хорошее» 1 0 0 Устный опрос; 82 Развитие речи. А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак.«Времявсегда хорошее» 1 0 0 Устный опрос; Развитие речи; 83 Г.Тукай.«Родная деревня», «Книга»; 1 0 0 Практикум; 84 К. Кулиев. «Когда на меня навалиласьбеда…»,«Каким бы малым ни был мой народ…», «Что б ни делалось на свете…» 1 0 0 Практикум; 85 Внеклассное чтение. Итоговый урок по творчеству В. О. Богомолова, В. П. Астафьева,В.М.Шукшина, В. Г. Распутина, Ф. А. Искандера, Ю. И. Коваля 1 0 1 Письменный контроль; 86 Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека.Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору) 1 0 0 Устный опрос; 87 Д.Дефо.«РобинзонКрузо» (главы по выбору) 1 0 0 Устный опрос; 88 Дж.Свифт.«Путешествия Гулливера» (главы по выбору) 1 0 0 Устный опрос; 89 Дж.Свифт.«Путешествия Гулливера» (главы по выбору) 1 0 0 Устный опрос; 90 Дж.Свифт.«Путешествия Гулливера» (главы по выбору) 1 0 0 Устный опрос; 91 Ж. Верн. «Дети капитана Гранта»(главыповыбору); 1 0 0 Устный опрос; 92 Ж. Верн. «Дети капитана Гранта»(главыповыбору); 1 0 0 Устный опрос; 93 Ж. Верн. «Дети капитана Гранта»(главы по выбору); 1 0 0 Устный опрос; 94 Х. Ли. «Убить пересмешника»(главы по выбору) 1 0 0 Устный опрос; 95 Х. Ли. «Убить пересмешника»(главы по выбору) 1 0 0 Устный опрос; 96 Х. Ли. «Убить пересмешника»(главы по выбору) 1 0 0 Устный опрос; 97 Произведениясовременных зарубежных писателейфантастов. Дж. К. Роулинг. «ГарриПоттер»(главыпо выбору) 1 0 0 Устный опрос; 98 Произведениясовременных зарубежных писателейфантастов. Дж. К. Роулинг. «ГарриПоттер»(главыпо выбору) 1 0 0 Устный опрос; Итоговая контрольная работаза2-еполугодие 1 1 0 Контрольная работа; 100 Внеклассное чтение. Дж. Родари.Рассказ«Сиренида»: фантастическое в произведении 1 0 0 Развитие речи; Внеклассное чтение. Дж. Родари.Рассказ«Сиренида»: фантастическое в произведении 1 0 0 Развитие речи; Внеклассное чтение. Дж. Родари.Рассказ«Сиренида»: фантастическое в произведении 1 0 0 Развитие речи; 102 2 99 101 102 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА Литература(в2частях),6класс/ПолухинаВ.П., КоровинаВ.Я., ЖуравлевВ.П.идругие;под редакцией Коровиной В.Я.; АО «Издательство «Просвещение»; Рабочаятетрадь(в2частях),6класс/АхмадуллинаР.Г.,МоскваИздательство"Просвещение"; Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 6 класс. МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ Литература(в2частях),6класс/ПолухинаВ.П.,КоровинаВ.Я.,ЖуравлевВ.П.идругие;под редакцией Коровиной В.Я.; АО «Издательство «Просвещение»; Фонохрестоматиякучебнику"Литература.6класс".(1CDMP3)+инструкциякфонохрестоматии; ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯЛИТЕРАТУРА (для5–9классовобразовательныхорганизаций) ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ Российская электронная школа resh.edu.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ Таблицы, плакаты, словари, портреты, дидактический материал ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ Мультимедийный проектор,