литература 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 классов составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.№ 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС
ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка
и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного
облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их
миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета
связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено
эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в
художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают
их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся
художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких
нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация
возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит
от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и
читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с
курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка,
истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления,
художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его
воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от
фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур
народов России и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической
или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся
потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных
текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы
личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и
зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач,
которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.

Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной
самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на
основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа,
мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной
классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к
отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей
воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к
диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих
культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего
развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы
на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на
уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта
освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях,
посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим
вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о
литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний,
необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения
воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов
искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи
направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные
особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания,
реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций;
сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как
между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике
литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска
необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их
критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка
на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа,
мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких
образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных
высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть,
владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая
чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является
обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету
«Литературное чтение».
В 9 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 9
классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Древнерусская литература
«Слово о полку Игореве».
Литература XVIII века
М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни
Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и другие стихотворения (по выбору).
Г. Р. Державин. Стихотворения (два по выбору). Например, «Властителям и судиям», «Памятник» и
др.
Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».
Литература первой половины XIX века
В. А. Жуковский. Баллады, элегии (одна-две по выбору). Например, «Светлана», «Невыразимое»,
«Море» и др.
А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».
Поэзия пушкинской эпохи. К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский (не
менее трёх стихотворений по выбору).
А. С. Пушкин. Стихотворения. Например, «Бесы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «…Вновь я
посетил…», «Из Пиндемонти», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Мадонна»,
«Осень» (отрывок), «Отцы-пустынники и жёны непорочны…», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце
просит…», «Поэт», «Пророк», «Свободы сеятель пустынный…», «Элегия» («Безумных лет угасшее
веселье…»), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
и др. Поэма «Медный всадник». Роман в стихах «Евгений Онегин».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Например, «Выхожу один я на дорогу…», «Дума», «И скучно и
грустно», «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с
молитвою…»), «Нет, ни тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Поэт»
(«Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк», «Родина», «Смерть Поэта», «Сон» («В
полдневный жар в долине Дагестана…»), «Я жить хочу, хочу печали…» и др. Роман «Герой нашего
времени».
Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души».
Отечественная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например,
произведения: «Лафертовская маковница» Антония Погорельского, «Часы и зеркало» А. А.
Бестужева-Марлинского, «Кто виноват?» (главы по выбору) А. И. Герцена и др.
Зарубежная литература
Данте. «Божественная комедия» (не менее двух фрагментов по выбору).
У. Шекспир. Трагедия «Гамлет» (фрагменты по выбору).
И.В. Гёте. Трагедия «Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору).
Дж. Г. Байрон. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Душа моя мрачна. Скорей, певец,
скорей!..», «Прощание Наполеона» и др. Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (не менее одного
фрагмента по выбору).
Зарубежная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например,
произведения Э.Т.А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в
том числе с опорой на примеры из литературы;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях;

— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая
внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой
поведения и поступков персонажей литературных произведений;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых
литературных произведений;
— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного
литературного образования;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений;
— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:

— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на
страницах литературных произведений;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении
произведений русского фольклора и литературы;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные
произведения;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного литературного образования;
— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной

жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды;
— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
— потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других;
— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том
числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных
текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса);
— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные
объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения,
определять критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
литературных фактах и наблюдениях над текстом;
— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной
задачи;

— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной
задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии;
— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном
образовании;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение
— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования
(эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования;
— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и
другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую
информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой
информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;

— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно
формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности,
определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и
координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно
формулировать свои возражения;

— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
— участниками взаимодействия на литературных занятиях;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации,
изображённые в художественной литературе;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
литературном объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном
образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата
цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями
других;

— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя
примеры из художественной литературы;
— регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями
литературных героев;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не
осуждая;
— проявлять открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность литературы, осознавать её
роль в формировании гражданственности и патриотизма, уважения к своей Родине и её героической
истории, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать специфические черты литературы как вида словесного искусства, выявлять главные
отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
3) владеть умением самостоятельного смыслового и эстетического анализа произведений
художественной литературы (от древнерусской до современной); анализировать литературные
произведения разных жанров; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать
прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать условность художественной
картины мира, отражённой в литературных произведениях с учётом неоднозначности заложенных в
них художественных смыслов:
— анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и
проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию
героя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные
особенности произведения и отраженные в нём реалии; характеризовать героев-персонажей,
давать их сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять особенности
композиции и основной конфликт произведения; характеризовать авторский пафос; выявлять и
осмысливать формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с
читателем как адресатом произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской,
социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом литературного
развития обучающихся); выявлять языковые особенности художественного произведения,
поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительно-выразительные средства,
характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции, выявляя
особенности авторского языка и стиля;
— овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных понятий и
самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления
собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество;
проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел; литературные направления (классицизм,
сентиментализм, романтизм, реализм); роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча,
повесть, роман, комедия, драма, трагедия, баллада, послание, поэма, ода, элегия, песня, отрывок,

сонет, лироэпические (поэма, баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема,
идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет,
композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия,
кульминация, развязка, эпилог; авторское/лирическое отступление; конфликт; система образов;
образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой,
лирический персонаж; речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная
деталь; символ, подтекст, психологизм; реплика, диалог, монолог; ремарка; юмор, ирония,
сатира, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, метонимия, сравнение, олицетворение, гипербола,
умолчание, параллелизм; антитеза, аллегория; риторический вопрос, риторическое восклицание;
инверсия, анафора, повтор; художественное время и пространство; звукопись (аллитерация,
ассонанс); стиль; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма,
строфа; афоризм;
— рассматривать изученные и самостоятельно прочитанные произведения в рамках историколитературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к
историческому времени, определённому литературному направлению);
— выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (в том числе А. С.
Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя) и особенностями исторической
эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений;
— выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между
ними; определять родо-жанровую специфику изученного и самостоятельно прочитанного
художественного произведения;
— сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом внутритекстовых и межтекстовых
связей), образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных
произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, эпизоды текста, особенности
языка;
— сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной
литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка,
театр, балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 12 поэтических произведений,
не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного
развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные
виды устных и письменных пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы по прочитанному
произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять
фабулу;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии на
литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников
дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения,
используя литературные аргументы;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 250 слов),
писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения;
представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос; исправлять и
редактировать собственные и чужие письменные тексты; собирать материал и обрабатывать
информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации,

эссе, отзыва, рецензии, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную
или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования;
8) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно
прочитанные художественные произведения древнерусской, классической русской и зарубежной
литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического
анализа;
9) понимать важность вдумчивого чтения и изучения произведений фольклора и художественной
литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных
и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;
10) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор по
рекомендациям учителя и сверстников, а также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счёт
произведений современной литературы;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской деятельности и
уметь публично презентовать полученные результаты;
12) уметь самостоятельно пользоваться энциклопедиями, словарями и справочной литературой,
информационно-справочными системами, в том числе в электронной форме; пользоваться каталогами
библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете; работать с
электронными библиотеками и подбирать в библиотечных фондах и Интернете проверенные
источники для выполнения учебных задач; применять ИКТ, соблюдая правила информационной
безопасности.
При планировании предметных результатов освоения рабочей программы следует учитывать, что
формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с
разной скоростью и в разной степени, что диктует необходимость дифференцированного и
индивидуального подхода к ним и применения разных стратегий и создания индивидуальных
образовательных траекторий достижения этих результатов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Древнерусская литература
1.1.

Введение.

1

0

0

01.09.2022
02.09.2022

Актуализация
знаний о роли
литературы в
современном
обществе.

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

1.2.

«Слово о полку Игореве»

4

0

1

03.09.2022
13.09.2022

Конспектировать
лекцию учителя;
Участвовать в
коллективном
диалоге;
Составлять план и
тезисы статьи
учебника;
Выразительно
читать, в том числе
наизусть;
Составлять
лексические и
историкокультурные
комментарии (в том
числе к
музыкальным и
изобразительным
произведениям);
Выявлять
особенности
тематики,
проблематики и
художественного
мира произведения;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/

Итого по разделу
Раздел 2. Литература XVIII века

5

2.1.

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни
Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и другие стихотворения (по выбору)

3

0

0

14.09.2022
20.09.2022

Составлять план и
тезисы статьи
учебника;
Выразительно
читать, в том числе
наизусть;
Устно или
письменно отвечать
на вопрос;
Анализировать
произведение с
учётом его жанровых
особенностей;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

2.2.

Г. Р. Державин. Стихотворения (два по выбору). Например, «Властителям и судиям», «Памятник» и
др.

2

0

0

21.09.2022
24.09.2022

Конспектировать
лекцию учителя;
Составлять тезисы
статьи учебника;
Выразительно читать
стихотворения, в том
числе наизусть;
Участвовать в
коллективном
диалоге;
Анализировать
произведение с
учётом его жанровых
особенностей;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

2.3.

Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»

3

0

0

26.09.2022
01.10.2022

Выразительно читать
фрагменты повести,
в том числе по
ролям;
Составлять
лексические и
историкокультурные
комментарии;
Характеризовать
сюжет и героев
повести, её идейноэмоциональное
содержание,
составлять
сравнительные
характеристики
персонажей,
эпизодов и
произведений с
занесением
информации в
таблицу;
Выявлять черты
литературного
направления и
анализировать
повесть с учётом его
идейно-эстетических
особенностей;
Письменно отвечать
на проблемный
вопрос, писать
сочинение на
литературную тему,
редактировать
собственные
письменные
высказывания;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/

2.4.

Развитие речи

1

0

1

03.10.2022
04.10.2022

Письменно отвечать
на проблемный
вопрос, писать
сочинение на
литературную тему.

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

Итого по разделу
Раздел 3. Литература первой половины XIX века

9

3.1.

В. А. Жуковский. Баллады, элегии (одна-две по выбору). Например, «Светлана» «Невыразимое»,
«Море» и др.

3

0

0

05.10.2022
11.10.2022

Конспектировать
лекцию учителя или
статью учебника,
составлять её план;
Выразительно читать
лирические тексты, в
том числе наизусть;
Устно или
письменно отвечать
на вопрос (с
использованием
цитирования);
Выявлять в
произведениях черты
литературного
направления и
характеризовать его
особенности;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

3.2.

Развитие речи

2

0

2

12.10.2022
15.10.2022

Собирать
информацию для
тематического
проекта,
компоновать её;
составлять
монологическое
высказывание.

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

3.3.

А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

8

0

1

17.10.2022
10.11.2022

Составлять
хронологическую
таблицу жизни и
творчества писателя;
Подбирать и
обобщать материалы
о нём с
использованием
статьи учебника,
справочной
литературы и
ресурсов Интернета;
Выразительно
читать, в том числе
наизусть и по ролям;
Участвовать в
коллективном
диалоге;
Характеризовать
сюжет произведения
с учётом его
тематики,
проблематики,
жанра, идейноэмоционального
содержания,
исторических и
общечеловеческих

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/

особенностей;
Определять тип
конфликта в
произведении и
стадии его развития;
Характеризовать
персонажей
произведения, с
занесением
информации в
таблицу;
Составлять цитатные
таблицы при анализе
эпизодов;
Составлять речевые
характеристики
героев, в том числе
сравнительные, с
занесением
информации в
таблицу;
Писать сочинения на
литературную тему,
в том числе
творческого
характера, и
редактировать
собственные работы;
3.4.

Внеклассное чтение

1

0

0

11.11.2022
12.11.2022

Самостоятельно
знакомиться с
произведениями
русской
классической
литературы.

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

3.5.

Поэзия пушкинской эпохи. К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский (не менее
трёх стихотворений по выбору)

1

0

1

14.11.2022
15.11.2022

Выразительно
читать, в том числе
наизусть;
Участвовать в
коллективном
диалоге;
Составлять план
анализа
стихотворения и
осуществлять
письменный анализ
лирического текста,
письменный ответ на
вопрос (с
использованием
цитирования);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

3.6.

А. С. Пушкин. Стихотворения. «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), "Бесы",
«Мадонна», «Осень» (отрывок), «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…», «Поэт», «Пророк»,
«Анчар", "К Чаадаеву", «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Я памятник себе воздвиг

16

0

1

16.11.2022
22.12.2022

Конспектировать
лекцию учителя и
статью учебника и

Устный
опрос;
Письменный

https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/

нерукотворный…» и др. Трагедия "Моцарт и Сальери". Роман в стихах «Евгений Онегин»

составлять их планы
и тезисы;
Подбирать и
обобщать материалы
о нём, а также об
истории создания
произведений и
прототипах героев с
использованием
справочной
литературы и
ресурсов Интернета;
Выразительно
читать, в том числе
наизусть и по ролям;
Участвовать в
коллективном
диалоге;
Различать образы
лирического героя и
автора с
составлением
сравнительной
таблицы;
Анализировать
различные формы
выражения
авторской позиции;
Выявлять тематику,
проблематику,
идейноэмоциональное
содержание
стихотворений,
особенности их
ритмики, метрики и
строфики;
Составлять план
анализа
стихотворения и
осуществлять
письменный анализ
лирического текста;
Развивать умение
устно и письменно
передавать
содержание текста,
проводить его
информационносмысловой анализ,
осуществлять подбор
аргументов,
формулирование
выводов;
Работать со словарём
литературоведческих

контроль;
Практическая
работа;

терминов;
3.7.

Развитие речи

2

0

2

23.12.2022
27.12.2022

Собирать, материал
к сочинению
,составлять
развёрнутый план,
аргументировать
собственное мнение.

Письменный
контроль;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

3.8.

Внеклассное чтение

1

0

0

28.12.2022
29.12.2022

Планировать своё
досуговое чтение,
опираясь на
рекомендации.

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

3.9.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. «Дума», «И скучно и грустно», «Как часто, пёстрою толпою
окружён…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Поэт» («Отделкой
золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк», «Родина», «Смерть Поэта», "Парус", "Нищий", «Я жить
хочу, хочу печали…» и др. Роман «Герой нашего времени»

15

1

1

11.01.2023
14.02.2023

Конспектировать
лекцию учителя и
статью учебника и
составлять их планы
и тезисы;
Составлять
хронологическую
таблицу жизни и
творчества писателя;
Выразительно
читать, в том числе
наизусть и по ролям;
Устно или
письменно отвечать
на вопросы (с
использованием
цитирования);
Участвовать в
коллективном
диалоге;
Характеризовать
тематику,
проблематику,
идейноэмоциональное
содержания
стихотворений;
Анализировать
лирические
произведения с
учётом их жанровой
специфики;
Выявлять
художественно
значимые
изобразительновыразительные
средства языка поэта
и определять их
художественные
функции;
Конспектировать

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/

литературнокритические статьи и
использовать их в
анализе текстов;
Самостоятельно
готовить устные
монологические
сообщения на
литературоведческие
темы, в том числе
творческого
характера;
Характеризовать
систему образов,
особенности сюжета
и композиции
произведения;
Давать
характеристику
персонажей, в том
числе
сравнительную и
групповую, с
составлением схем и
таблиц;
Анализировать
ключевые эпизоды и
различные формы
выражения
авторской позиции с
учётом специфики
литературных
направлений;
3.10.

Развитие речи

2

0

2

15.02.2023
18.02.2023

Писать сочинение на
литературную тему.

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

3.11.

Внеклассное чтение

1

0

0

20.02.2023
21.02.2023

Планировать своё
досуговое чтение,
опираясь на
рекомендации.

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

3.12.

Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души»

8

1

0

22.02.2023
11.03.2023

Конспектировать
лекцию учителя и
статью учебника и
составлять их планы
и тезисы;
Составлять
хронологическую
таблицу жизни и
творчества писателя;
Выразительно
читать, в том числе
наизусть и по ролям;
Устно или
письменно отвечать
на вопросы (с
использованием
цитирования) и
самостоятельно
формулировать
вопросы к тексту
произведения;
Характеризовать
сюжет, тематику,
проблематику,
идейноэмоциональное
содержание, жанр и
композицию, образ
автора произведения;
Анализировать
эпизоды с учётом
различных форм
выражения
авторской позиции;
Выделять этапы
развития сюжета,
определять
художественные
функции
внесюжетных
элементов
композиции;
Составлять
характеристику
персонажей, в том
числе
сравнительную и
групповую, с
занесением
информации в
таблицу;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/

3.13.

Развитие речи

2

0

2

13.03.2023
16.03.2023

Писать сочинение на
литературную тему.

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

3.14.

Отечественная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору).
Например, «Лафертовская маковница» Антония Погорельского, «Часы и зеркало» А. А. БестужеваМарлинского, «Кто виноват?» (главы по выбору) А. И. Герцена и др.

3

0

0

17.03.2023
23.03.2023

Подбирать и
обобщать материалы
о писателях, а также
об истории создания
произведений с
использованием
справочной
литературы и
ресурсов Интернета;
Выразительно
читать, в том числе
по ролям;
Устно или
письменно отвечать
на вопросы (с
использованием
цитирования);
Участвовать в
коллективном
диалоге;
Анализировать
ключевые эпизоды и
различные формы
выражения
авторской позиции с
учётом специфики
литературных
направлений;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/

3.15.

Русская литература 20 века: А. П. Чехов, И. А. Бунин, поэты Серебряного века, М. А. Булгаков, М. А.
Шолохов, А. Т. Твардовский, А. И. Солженицын.

Итого по разделу
Раздел 4. Зарубежная литература

9

74

0

0

24.03.2023
20.04.2023

Подбирать и
обобщать материалы
о писателях, а также
об истории создания
произведений с
использованием
справочной
литературы и
ресурсов Интернета;
Выразительно
читать, в том числе
по ролям;
Устно или
письменно отвечать
на вопросы (с
использованием
цитирования);
Участвовать в
коллективном
диалоге;
Анализировать
ключевые эпизоды и
различные формы
выражения
авторской позиции с
учётом специфики
литературных
направлений;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/

4.1.

Гай Валерий Катулл "Нет, ни одна среди женщин...", "Нет ,не надейся приязнь заслужить..." Квинт
Гораций Флакк "К Мельпомене". Данте. «Божественная комедия» (не менее двух фрагментов по
выбору). У. Шекспир. Сонеты. Трагедия «Гамлет» (фрагменты по выбору). И.В. Гёте. Трагедия
«Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору). Дж. Г. Байрон. Стихотворение "Прощание
Наполеона». Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (не менее одного фрагмент по выбору).
Зарубежная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, произведения
Э. Т. А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта и др.

10

0

0

21.04.2023
16.05.2023

Подбирать и
обобщать материалы
о писателях и поэтах,
а также об истории
создания
произведений с
использованием
справочной
литературы и
ресурсов Интернета;
Выразительно читать
произведения с
учётом их родожанровой
специфики;
Составлять
лексические и
историкокультурные
комментарии;
Характеризовать
сюжеты лироэпических и
драматических
произведений, их
тематику,
проблематику,
идейноэмоциональное
содержание;
Составлять
характеристики
персонажей, в том
числе
сравнительные, с
занесением
информации в
таблицу;
Анализировать
ключевые эпизоды
лиро-эпических и
драматических
произведений и
лирические тексты с
учётом их
принадлежности к
литературным
направлениям;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/

4.2.

Развитие речи

1

0

1

17.05.2023
18.05.2023

Отвечать на
проблемный вопрос
письменно.

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

11

Раздел 5. Итоговый контроль
5.1.

Итоговые контрольные работы

2

Итого по разделу

2

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

2

0

4

15

19.05.2023
24.05.2023

Выполнять итоговую
контрольную работу
за курс 9 класса.

Контрольная
работа;

https://www.yaklass.ru/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Количество часов

1.

Введение.

1

0

0

Устный опрос;

2.

Древнерусская
литература. Обзор.

1

0

0

Устный опрос;

3.

"Слово о полку Игореве" - 1
величайший памятник
древнерусской
литературы.

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

4.

"Слово о полку Игореве" - 1
величайший памятник
древнерусской
литературы.

0

0

Устный опрос;

5.

Традиции "Слова о полку
Игореве" в литературе.

1

0

1

Практическая
работа;

6.

Литература 18 века
(общий обзор).
Классицизм в русском и
мировом искусстве.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

7.

"Пётр Великий русской
литературы" (В. Г.
Белинский). Творчество
М .В. Ломоносова.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

8.

"Пётр Великий русской
литературы" (В. Г.
Белинский). Творчество
М. В. Ломоносова.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

9.

Творчество Г. Р.
Державина.

1

0

0

Устный опрос;

10.

Творчество Г. Р.
Державина.

1

0

0

Устный опрос;

11.

Сентиментализм. Н. М.
Карамзин - писатель и
историк.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

12.

Повесть Н. М. Карамзина
"Бедная Лиза".

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

всего контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды, формы
контроля

13.

Повесть Н. М. Карамзина
"Бедная Лиза".

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

14.

Развитие речи. Итоговый
урок по теме "Русская
литература 18 века".

1

0

1

Зачет;

15.

Русская литература 19
века.Золотой век русской
литературы. От
классицизма и
сентиментализма к
романтизму.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

16.

1
"Литературный Колумб
Руси" (В. Г. Белинский).
Очерк жизни и творчества
В. А. Жуковского.

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

17.

Баллада В. А. Жуковского 1
"Светлана".

0

0

Устный опрос;

18.

Развитие речи.
Романтическая лирика
начала 19 века. Защита
литературных газет.

1

0

1

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

19.

Развитие речи.
Романтическая лирика
начала 19 века. Защита
литературных газет.

1

0

1

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

20.

А. С. Грибоедов: личность 1
и судьба.

0

0

Устный опрос;

21.

Комедия А. С. Грибоедова 1
"Горе от ума": жанр,
сюжет, персонажи.

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

22.

"Век нынешний и век
минувший". Особенности
конфликта в комедии.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

23.

Анализ сцены бала (по
третьему действию
комедии).

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

24.

Смысл названия комедии 1
А. С. Грибоедова "Горе от
ума".

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

25.

Критика о комедии А. С. 1
Грибоедова "Горе от ума".

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

26.

Подготовка к сочинению 1
по комедии А. С.
Грибоедова "Горе от ума".

0

1

Сочинение;

27.

1
Поэзия пушкинской
эпохи. К. Н. Батюшков, А.
А. Дельвиг, Н. М. Языков,
Е. А. Баратынский
(стихотворения по
выбору)

0

1

Устный опрос;

28.

А. С. Пушкин: жизнь и
судьба.

1

0

0

Устный опрос;

29.

Дружба и друзья в лирике
А. С. Пушкина.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

30.

Вольнолюбивая лирика А. 1
С. Пушкина.

0

0

Устный опрос;

31.

Любовная лирика А. С.
Пушкина. Адресаты
любовной лирики.

1

0

0

Устный опрос;

32.

Тема поэта и поэзии в
лирике А. С. Пушкина.

1

0

0

Устный опрос;

33.

Философская лирика А. с.
Пушкина.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

34.

1
Обучение анализу
лирического
произведения (на примере
стихотворения А. С.
Пушкина "На холмах
Грузии лежит ночная
мгла..."

0

1

Практическая
работа;

35.

Урок-концерт "Поэты 20
века о Пушкине".

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

36.

Трагедия А. С. Пушкина
"Моцарт и Сальери".

1

0

0

Устный опрос;

50.

Трагический пафос
лирики М. Ю.
Лермонтова.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

51.

Судьба поколения 1830-х 1
годов в лирике
Лермонтова. Подготовка к
сочинению.

0

0

Устный опрос;
Практическая
работа;

52.

Сочинение на тему
"Судьба поколения в
стихотворениях
"Бородино" и "Дума".

1

0

1

Сочинение;

53.

Роман М. Ю. Лермонтова
"Герой нашего времени".
Замысел и композиция
романа.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

54.

Система образов в романе 1
М. Ю. Лермонтова "Герой
нашего времени".

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

55.

Система образов в романе 1
М. Ю. Лермонтова "Герой
нашего времени".

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

56.

Система образов в романе 1
М. Ю. Лермонтова "Герой
нашего времени".

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

57.

Анализ повести
"Фаталист".

1

0

0

Практическая
работа;

58.

Художественное
совершенство романа
"Герой нашего времени".

1

0

0

Письменный
контроль;

59.

Критика о романе "Герой
нашего времени".

1

0

0

Письменный
контроль;

60.

Тест по творчеству М. Ю.
Лермонтова.

1

1

0

Контрольная
работа;
Тестирование;

74.

Отечественная проза
первой половины 19 века.
Общая характеристика.

1

0

0

Зачет;

75.

А. И. Герцен. "Кто
виноват?" (главы).

1

0

0

Устный опрос;

76.

А. И. Герцен. "Кто
виноват? (главы).

1

0

0

Устный опрос;

77.

Пути русской литературы
20 века.

1

0

0

Письменный
контроль;

78.

Художественное
мастерство Чеховарассказчика. Рассказ
"Тоска".

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

79.

И. А. Бунин "Тёмные
аллеи".

1

0

0

Устный опрос;

80.

Поэзия Серебряного века:
А. А. Блок, С. А. Есенин,
В. В. Маяковский, А. а.
Ахматова, М. И. Цветаева
(обзор).

1

0

0

Устный опрос;

81.

Проблемы повести М. А.
Булгакова "Собачье
сердце".

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

82.

Рассказ М. А. Шолохова
"Судьба человека".

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

83.

Лирика А. Т.
Твардовского.

1

0

0

Устный опрос;

84.

Рассказ А. И.
Солженицына "Матрёнин
двор".

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

85.

1
Зарубежная
литература.Гай Валерий
Катулл. "Нет, ни одна
среди женщин...", "Нет, не
надейся на приязнь..."

0

0

Устный опрос;

86.

Квинт Гораций Флакк. "К
Мельпомене".

1

0

0

Устный опрос;

87.

Данте Алигьери.
"Божественная комедия"
(фрагменты).

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

88.

Данте Алигьери.
"Божественная комедия"
(фрагменты).

1

0

0

Устный опрос;

89.

Уильям Шекспир.
Сонеты.

1

0

0

Устный опрос;

90.

Уильям Шекспир.
Трагедия "Гамлет"
(обзор).

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

91.

Иоганн Вольфганг Гёте.
"Фауст"

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

92.

Дж. Г. Байрон.
Стихотворение
"Прощание Наполеона».

1

0

0

Устный опрос;

93.

Дж. Г. Байрон. Поэма
«Паломничество ЧайльдГарольда» (фрагмент).

1

0

0

Устный опрос;

94.

Исторический роман
Вальтера Скотта
"Айвенго".

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

95.

Развитие речи. Жизнь и
творчество В. Гюго.
Описание интерьера в
романе "Собор
Парижской Богоматери".

1

0

1

Сочинение;

96.

Итоговая контрольная
работа.

1

1

0

Контрольная
работа;

97.

Итоговая контрольная
работа.

1

1

0

Контрольная
работа;

98.

Итоговый урок.

1

0

0

Устный опрос;

99.

Резерв.

1

0

0

Устный опрос;

100. Резерв.

1

0

0

Устный опрос;

101. Резерв.

1

0

0

Устный опрос;

102. Резерв.

1

0

0

Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

4

15

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литература (в 2 частях), 9 класс/Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. и другие; под
редакцией Коровиной В.Я.; АО «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Н. В. Егорова "Поурочные разработки по литературе 9 класс"; Москва "Вако", 2022.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Доска меловая
Ноутбук
Проектор
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(35361)32686

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».