Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом МО и Н РФ №1089 от 05.03. 2004 года, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, рекомендованной письмом Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07. 2005 г № 03-1263, программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, издательство «Просвещение», Москва, 2009 г., с учетом учебного плана Климовской МБОУ СОШ № 1 Рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в основной школе, на развитие устной и письменной речи учащихся, на подготовку учащихся к новым формам аттестации – сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию. Данная программа будет реализована на базовом уровне в соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком ОУ в расчете – 3 часа в неделю, 102 часов в год. Цели программы: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; - развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; - освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; - овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; - применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Задачи программы: развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. - На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения - Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями. Принцип построения программы: концентрический. Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Планирование ориентировано на требования итоговой аттестации в новой форме (ОГЭ). Включены уроки по анализу текста, которые должны способствовать формированию умения глубоко и точно понимать содержание текста: его основную проблему, позицию автора или героя, характеристику героя, понимать отношения синонимии и антонимии, важные для содержательного анализа; опознавать изученные средства выразительности речи. Внимание уделяется формированию у учащихся умения аргументировать положения своего высказывания, используя прочитанный текст, воспитанию культуры доказательного аргументированного рассуждения. Включены уроки, способствующие выработке умений применять при написании сжатого изложения известных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, прощение), уроки развития речи по обучению написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Формы работы по русскому языку в 9 классе: 1) различные типы уроков: - уроки изучения нового материала; - урок закрепления и развития знаний, умений, навыков; - уроки повторения; - комбинированный урок; - урок проверки знаний; 2) внеклассные мероприятия: - викторины; - лингвистическая игра. 3) консультации по русскому языку; 4) олимпиада по русскому языку. Все перечисленные формы работы проводятся в 1 учебную смену по расписанию уроков и по плану. Формы контроля: диктанты, тестирование, сочинения, изложения. Современные образовательные технологии - уровневая дифференциация; - проблемное обучение; - информационно-коммуникационные технологии; - здоровьесберегающие технологии; - технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах). Общая характеристика программы Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. В связи с подготовкой к ОГЭ в тематическое планирование внесены следующие изменения: контрольные диктанты заменены на работы формата ОГЭ. За счёт этого в уроки включено большое количество заданий тестового характера, разноаспектная работа с текстом. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 8 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий. Раздел. II Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета Личностные результаты: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: 1) владение всеми видами речевой деятельности: - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; - владение разными видами чтения; - способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; - овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий; - способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты: Учащиеся должны знать: - основные сведения о языке, изученные в 5—9 классах; - изученные языковедческие понятия, разделы языкознания; - основные единицы языка, их признаки; - смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения; - признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста; - признаки и жанровые особенности изученных стилей речи; - функционально-смысловые типы речи, их признаки; - основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5—9 классах; нормы речевого этикета. Учащиеся должны уметь: - различать изученные стили речи; - определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; - опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; аудирование и чтение - адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения; - владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); - извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; говорение и письмо - воспроизводить текст с заданной степенью свернутости; - создавать тексты изученных стилей и жанров; - свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; - соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка; - соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; - соблюдать нормы русского речевого этикета; - осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества; - развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку; - удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения; - увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке; - получения знаний по другим учебным предметам. Раздел III. Содержание тем учебного курса. «Международное значение русского языка» Повторение изученного в 5-8 классах Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложение с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Развитие речи (далее Р.Р.). Стили речи. Приёмы сжатия текста. Сжатое изложение. Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием. Сложное предложение. Культура речи Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. Р.Р. Анализ интонационного рисунка предложения. Сообщение. Сочинениерассуждение на лингвистическую тему К.Р. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием. Сложносочинённые предложения Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении. Сложносочиненное предложение с разделительными союзами. Сложносочиненное предложение с соединительными союзами. Сложносочиненное предложение с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение (контрольные вопросы и задания). К.Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием. Сложноподчиненные предложения Понятие о сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. Р.Р. Сочинение-рассуждение на основе цитаты К Р. Контрольное сочинение Основные группы сложноподчинённых предложений Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Повторение. Р.Р. Сжатый пересказ текста. Комплексный анализ текста. Сочинение на основе картины. К. Р. Контрольное сжатое изложение. Контрольное сочинение-рассуждение. Контрольное тестирование № 1 по теме «Сложноподчиненные предложения». Бессоюзные сложные предложения Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзном сложного предложения. Повторение. Р.Р. Сжатое изложение. К.Р. Контрольное тестирование № 2 по теме «Бессоюзное сложное предложение». Контрольное сжатое изложение. Сложные предложения с различными видами связи Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи. Публичная речь. Повторение. Р.Р. Комплексный анализ текста. Сочинение на основе картины. Публичное выступление. К.Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием. Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация. Р.Р. Устное сообщение на заданную тему К.Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием. № Дата Тема урока Календарно-тематическое планирование Тип урока Планируемые результаты Виды / формы контроля 1 четверть – 24 часа Введение. Цели и задачи курса «Русский язык» в 9 классе. Знакомство с демоверсией ГИА. Международное значение русского языка – 2ч 1 2. Введение. Цели и задачи курса «Русский язык» в 9 классе. Знакомство с демоверсией ГИА Международное значение русского языка. Урок о6шеметодической направленности Урок о6шеметодической направленности Предметные: научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему Коммуникативные: слуш ать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоят ельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавател ьные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста Личностные Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, сознания того, что русский язык - важнейший показатель культуры человека Объяснительный диктант с последующей самопроверкой, самостоятельное проектирование аргументированн ого устного текста на лингвистическую тему с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя Повторение пройденного материала в 5-8 классе – 14ч 3 РР Устная и письменная речь Урок о6шеметодической направленности Предметные: научиться определять языковые и композиционные признаки устной и письменной речи Коммуникативные: про являть речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний Индивидуальная и парная работа по диагностическим материалам учебника с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания, ла- 4 РР. Монолог. Диалог Урок о6шеметодической направленности своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознава ть самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационном конфликте, к преодолению препятстви й. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач Личностные: формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя Предметные: научиться составлять монологи и диалог Коммуникативные: вла деть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка, Регулятивные: определя ть новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования бораторная работа в парах (анализ художественного текста с диалогом), составление рассуждения на лингвистическую тему Работа с лингвистически м портфолио (памятка об алгоритме определения стиля текста), групповое конструировани е текстов разных стилей, работа в парах сильный слабый (конструировани е текстарассуждения на лингвистическу ю тему по образцу) при консультативно й помощи учителя 5 Р/Р Стили речи. Урок рефлексии 6 Р/Р Способы сжатия текста 7 Р/Р Сжатое изложение Урок о6шеметодической направленности Урок развивающего контроля Предметные: научиться применять алгоритм определения стиля речи текста Коммуникативные: уста навливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формиро вать ситуацию саморегуляции, эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу) Предметные: научиться использовать различные способы сжатия текста Коммуникативные: вла деть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка, Регулятивные: определя ть новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи Личностные: формирование познавательного интереса к предмету Практикум: работа по деформации текста на основе применения разных способов сжатия Написание сжатого изложения с последующей самопроверкойп о памятке выполнения работы, проектирование выполнения домашнего задания исследования 8 9 Простое предложение и его грамматическа я основа Урок повторения ранее изученного 10 11 Предложения с Урок повторения обособленным ранее изученного и членами Предметные: научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: фор мировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операционaльного опыта (учебных знаний и умений). Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, проектной деятельности Предметные: научиться применять правила обособления в простом предложении Коммуникативные: фор мировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Регулятивные: осознава ть самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и Комплексный анализ текстов разных типов и стилей речи по образцу выполнения задания, групповая работа по вариантам (сочинение-рассуждение на лингвистическу ю тему с последующей взаимопроверко й при консультативно й помощи учителя), конструировани е текста с обособлениями с опорой на текст Коллективное конструировани е текста рассуждения на лингвистическу ю тему, выполнение тестовых заданий по алгоритму выполнения задания с последующей самопроверкой, групповая работа (объяснение орфограмм с использованием 12 13 Обращения, вводные слова и вставные конструкции Урок повторения ранее изученного энергии, волевому усилию - к выбору в ситуация мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности Предметные: научиться применять правила выделения на письме вводных слов, вставных конструкций, обращений Коммуникативные: фор мировать навыки речевых действий: использование адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Регулятивные: осознава ть самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста, предложения, слова, словосочетания опорных материалов лингвистическог о портфолио, написание сжатого изложения от 3го лица с последующей взаимопроверко й по памятке Написание контрольного диктанта и выполнение грамматическог о задания с последующей самопроверкой по памятке выполнения работы, проектирование выполнения домашнего задания 14 Контрольный диктант №1 с грамматическ им заданием Урок развивающего контроля 15 Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте Урок рефлексии Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности Предметные: научиться производить самокоррекцию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: доб ывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).Регуля тивные: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы Личностные: формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности Групповая работа над ошибками по диагностически м картам типичных ошибок в контрольном диктантеГруппо вая работа (анализ предложений, составление интонационного рисунка предложения), работа в парах сильный слабый (конструировани е сложных предложений по схемам, построение схем), самостоятельная работа по упражнениям учебника с последующей взаимопроверко й Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение – 8ч 16 Понятие о сложном предложении Урок о6шеметодической направленности 17 Сложные и бессоюзные сложные Урок «открытия» нового знания Предметные: научиться использовать правила постановки знаков препинания в сложном предложении Коммуникативные: уста навливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивн ые: проектировать Выполнение тестовых заданий, написание изложения и сочинения проектирование выполнения домашнего задания Написание сочинениярассужденияна предложения маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования сложного предложения Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности 18 19 Р/Р Сочинение -рассуждение на лингвистическ ую тему Урок развивающего контроля 20 21 Разделительны еи выделительны Урок о6шеметодической направленности Предметные: научиться использовать алгоритм написания сочинениярассуждения на лингвистическую тему Коммуникативные: исп ользовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: осознава ть самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава предложения Личностные: формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощиучителя Предметные: научиться применять алгоритм постановки знаков лингвистическу ю тему по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверко й, групповое проектирование дифференцирова нного домашнего задания, комментировани е выставленных оценок Устные сообщения, классификация предложений по принадлежности знаков препинания, анализ текс точки зрения средств художественной выразительност и, его запись под диктовку, анализ структуры предложений Лабораторная работа (построение е знаки препинания между частями сложного предложения 22 Интонация сложного предложения Урок о6шеметодической направленности 23 Контрольный диктант №2 с грамматическ им заданием Урок развивающего контроля 24 Анализ ошибок, допущенных в диктанте Урок рефлексии препинания в сложном предложении Коммуникативные: уста навливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивн ые: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе самостоятельной работы Личностные: формирование познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации к диагностике и самодиагностике Предметные: научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: уста навливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивн ые: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений по схемам с последующей самопроверкой), выборочный диктант, работа в парах сильный -слабый (комплексный анализ текста по алгоритму выполнения задания при консультативно й помощи учителя) Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы: самостоятельное проектирование выполнения домашнего задания Самостоятельна я и парная лабораторная работа (редактирование текста сочинениярассуждения по диагностической карте типичных ошибок в рассуждении на лингвистическу ю тему при консультативно й помощи учителя), групповое проектирование домашнего задания структуры предложения Личностные: формирование познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию предложений 2 четверть – 24 часа Сложные союзные предложения. Сложносочиненные предложения. – 7 часов 25 Понятие о сложносочине нном предложении Урок «открытия» нового знания Предметные: научиться применять алгоритмы постановки знаков препинания в сложном предложении при выполнении комплексного анализа текста Коммуникативные: фор мировать навыки речевых действий: использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.Регулятивные: осо знавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования предложений, анализа Комплексное повторение (анализ текста по дидактическому материалу), работа в парах сильный слабый по алгоритму выполнения задания при консультативно й помощи учителя (исследование предложений с последующей самопроверкой), объяснительный диктант с последующей взаимопроверко йОпределение структуры ССП, повторение роли сочинительных союзов в предложении, составление таблицы,констру ирование нескольких сложных предложений из двух простых, текста 26 27 Смысловые отношения в сложносочине нных предложениях Сложносочине нные предложенияс соединительн ыми союзами Урок «открытия» нового знания Урок рефлексии Личностные: формирование навыков конструирования, устойчивой мотивациик изучениюи закреплению нового Предметные: научиться применять алгоритмы постановки знаков препинания в сложном предложении при выполнении комплексного анализа текста Коммуникативные: фор мировать навыки речевых действий: использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.Регулятивные: осо знавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяс объяснение выбора союзов для связи простых предложений в сложном Групповая работа над ошибками в домашнем задании, объяснительный диктант с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания, групповое проектирование дифференцирова нного выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок Лабораторная работа в парах сильный слабый (комплексный анализ текста по алгоритму выполнения задания с последующей самопроверкой), самостоятельная работа (лингвистическое рассуждение по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования предложений, анализа текста Личностные: формирование навыков конструирования, устойчивой мотивациик изучениюи закреплению нового 28 29 Сложносочине нные предложения с разделительны ми союзами Сложносочине нные предложения с противительн ыми союзами Урок рефлексии Урок рефлексии Предметные: научиться применять алгоритмы постановки знаков препинания в сложном предложении при выполнении комплексного анализа текста Коммуникативные: фор мировать навыки речевых действий: использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.Регулятивные: осо знавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования предложений, анализа текста Личностные: формирование навыков конструирования, Составление ССП из двух простых со значением противопоставле ния с разными союзами, запись предложений, расстановка пропущенных запятых, подчёркивание грамматических основ, составление схем предложений, определение смысловых отношений между частями Развёрнутый устный ответ об отличии простого предложения от сложного, продолжение предложения дважды, чтобы получилось простое предложение с однородными сказуемыми, соединёнными союзом, сложное предложение, устойчивой мотивациик изучениюи закреплению нового 30 Разделительны е знаки препинания между частями сложносочине нного предложения Урок рефлексии Предметные: научиться применять алгоритмы постановки знаков препинания в сложном предложении при выполнении комплексного анализа текста Коммуникативные: фор мировать навыки речевых действий: использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.Регулятивные: осо знавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования предложений, анализа текста части которого соединены тем же союзом; составление схем предложений, сочинение по картине Объяснительны й диктант с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания, работа в парах сильный - слабый (разбор предложений с последующей самопроверкой по алгоритму проведения работы) Личностные: формирование навыков конструирования, устойчивой мотивациик изучениюи закреплению нового 31 Синтаксически йи Урок рефлексии Предметные: научиться производить Ответ на контрольные пунктуационн ый разбор сложносочине нного предложения 32 Повторение (контрольные вопросы и задания) синтаксический и пунктуационный разбор предложений Урок рефлексии Коммуникативные: пре дставлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.Регулятивные: оп ределять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования предложений, синтаксического и пунктуационного разборов Личностные: формирование устойчивой мотивациик самостоятельномуи коллективному исследованию и конструированиюи анализу 33 Контрольный диктант №3 с грамматическ имзаданием Урок развивающего контроля Предметные: научиться проектироватьи реализовыватьиндивидуа льный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: уста навливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивн ые: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. вопросы, подбор из книг, газет и журналов ССП с разными союзами и разными смысловыми отношениями между простыми предложениями, синтаксический разбор ССП, объяснение постановки тире в предложениях, запись текста с выделением основ Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы: самостоятельное проектирование выполнения домашнего задания Комплексное повторениес использованием дидактического материала, на основе памяток лингвистическог о портфолио, составлениеплан а лингвистическог о описания по алгоритму выполнения задания при консультативно й помощи ученикаэксперта 34 Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте Урок рефлексии Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения Личностные: формирование познавательного интереса, формирование устойчивой мотивациик самостоятельному и коллективному исследованию предложений Выполнение тестовых заданий, написание изложения и сочинения проектирование выполнения домашнего задания Сложноподчинённые предложения - 7ч 35 36 Понятиео сложноподчи ненном предложении Урок о6шеметодической направленности Предметные: научиться применять алгоритм определения сложноподчиненного предложения Коммуникативные: вла деть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.Регулятивные: пр оектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.Познава тельные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения Лабораторная работа (выделение союзов и союзных слов с последующей самопроверкой), объяснительный диктант, работа в парах сильный -слабый (комплексный анализ текста по алгоритму выполнения задания при консультативно й помощи учителя) Личностные: нормирование устойчивой мотивации к исследовательской и творческой деятельности 37 38 Союзы и союзные слова в сложноподчи ненном Урок рефлексии Предметные: научиться проектироватьи реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в Лабораторная работа по вариантам по художественном у тексту (объяснение проектировании, конструировании дифференцированного домашнего задания предложении Коммуникативные: уста навливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивн ые: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятель-ности и формы сотрудничества. Познава тельные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе рефлексии написания указательных слов), построение сложноподчинен ных предложений по схемам (по вариантам) при консультативно й помощи учителя, объяснительный диктант Личностные: формирование устойчивой мотивации к рефлексии, самоанализу результатов обучения 39 40 Роль указательных слов в сложноподчи ненном предложении Урок рефлексии Предметные: научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: пре дставлять конкретное содержание и сообщать его в письменнойи устной форме.Регулятивные: оп ределять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного анализа текста Личностные: формирование Практикум: анализ данной цитаты, работа с художественны м текстом, коллективная работа по созданию собственного текста, его редактирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности 41 Р/Р Подготов ка к написанию сочинения – рассуждения на основе понимания содержания цитаты из теста Урок о6шеметодической направленности Предметные: научиться создавать собственный текст на основе цитаты из текста Коммуникативные: вла деть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка,Регулятивные: оп ределять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи Написание сочинениярассужденияпо алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверко й, групповое проектирование дифференцирова нного домашнего задания, комментировани е выставленных оценок Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования 42 Контрольное Урок развивающего сочинение – контроля рассуждение № 1 на основе понимания содержания цитаты из теста Предметные: научиться использовать алгоритм написания сочинениярассуждения на основе цитаты из текста Коммуникативные: исп ользовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.Регулятивн ые: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и Самостоятельна я работа (построение схемсложноподч иненном предложенияс придаточным определительны ми синонимичная замена простым предложением с обособленными определениями по алгоритму выполнения задания, работа в парах сильный - слабый (компрессия текста) отношения, выявляемые в ходе исследования состава предложения Личностные: формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя Основные группы сложноподчинённых предложений - 6ч 43 44 Сложноподчи Урок о6шемененныепредл тодической ожения с направленности придаточным и определитель ными Предметные: научиться находить сложноподчиненное предложение с придаточным определительным по его грамматическим признакам Коммуникативные: фор мировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.Регулятивн ые: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования предложений Написание сжатого изложения с последующей самопроверкойп о памятке выполнения работы, проектирование выполнения домашнего задания Личностные: формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя 45 Р/Р Подготов ка к сжатому изложению Урок развивающего контроля Предметные: научиться проектироватьи реализовывать индивидуальный Написание контрольного диктанта с последующей №2 маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: доб ывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).Регуля тивные: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы самопроверкойп о памятке выполнения работы, проектирование выполнения домашнего задания Личностные: формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности 46 Контрольное Урок развивающего сжатое контроля изложение №1 Предметные: научиться проектироватьи реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: доб ывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).Регуля тивные: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач.Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляе- Групповая работа по составлению текста лингвистическог о описания по теме «Сложноподчин енное предложение с придаточным изъяснительным »самостоятельна я работа с дидактическим материалом при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой мые в ходе выполнения контрольной работы Личностные: формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности 47 48 Сложноподчи ненныепредл ожения с придаточным и изъяснительн ыми Урок «открытия» нового знания Урок о6шеметодической направленности Предметные: научиться производить синтаксический анализ сложноподчиненного предложения с придаточнымизъяснител ьным Коммуникативные: уста навливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивн ые: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения Написание сочиненияописания по картине с последующей самопроверкой по памятке выполнения работы, проектирование выполнения домашнего задания Личностные: формирование устойчивого интереса к исследовательской, аналитической деятельности 3 четверть – 30ч Основные группы сложноподчинённых предложений – 20ч 49 Р/Р Сочинен ие по картине Н. Ромадина «Село Хмелёвка» – рассказ или отзыв (на выбор). Урок развития речи Предметные: уметь отстаивать своё мнение с помощью аргументов, развивать навыки написания текста рассуждения Коммуникативные: уста навливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и Индивидуальная работа с дидактическим материалом и учебником с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания, способствовать продуктивной кооперации. Регулятивн ые: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения конструировани е сложноподчинен ных предложений с придаточными обстоятельствен ными, составление текста со СПП Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению. 50 Сложноподчи Урок «открытия» ненные нового знания предложения с придаточным и обстоятельст венными Предметные: научиться производить синтаксический анализ сложноподчиненного предложения с придаточными обстоятельственными Коммуникативные: исп ользовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.Регулятивн ые: осознавать самого себя как движущую силу своего научения Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава предложения Конструировани е текста со сложноподчиненным и предложениями с придаточными обстоятельствен ными по рисункам, составление алгоритма проведения самопроверки по теме урока, объяснительный диктант с последующей взаимопроверко й Личностные: формирование познавательного интереса в ходе исследовательской деятельности 51 Сложноподчи Урок о6шемененные тодической предложения Предметные: научиться определять сложноподчиненные Написание объяснительного диктанта с 52 53 54 с придаточным и цели, причины, условия, уступки, следствия направленности предложенияс придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия Коммуникативные: фор мировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.Познава тельные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования и исследования предложений последующей самопроверкой по алгоритму, групповое выполнение грамматического задания с последующей взаимопроверко й, работа в парах сильный слабый (комплексный анализ текста, компрессия текста публицистическ ого стиля Личностные: формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи 55 56 57 Сложноподчи Урок о6шемененные тодической предложения направленности с придаточным и образа действия, меры, степении сравнительны ми Предметные: научиться определять СППс придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными Коммуникативные: исп ользовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.Регулятивн ые: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и Работа в парахпо учебнику по памятке, групповая работа (объяснительны й диктант с материаламиопорами лингвистическог о портфолио), самостоятельная работа (лингвистическо е описание), групповая работа (высказывание собственного мнения на основе прочитанных отношения, выявляемые текстов) в ходе исследовательской деятельности Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельностив составе группы 58 59 60 Сложноподчи Урок «открытия» ненные нового знания предложения с несколькими придаточным и. Знаки препинания при них Предметные: научиться определять предложения с несколькими придаточными по их грамматическим признакам Коммуникативные: уста навливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивн ые: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.Познава тельные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистического описания Работа в парах (синтаксический разбор предложений с использованием памяток выполнения), написание сочинения-рассуждения лингвистическог о характера при консультативно й помощи учителя с последующимре дактированием Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельностив составе группы 61 62 Синтаксическ ий разбор сложно подчиненног о предложения Урок о6шеметодической направленности Предметные: научиться про изводить синтаксический разбор сложноподчиненного предложения Коммуникативные: пре дставлять конкретное содержание и сообщать его в письменнойи устной форме.Регулятивные: оп Выполнение тестовых заданий, написание изложения и сочинения проектирование выполнения домашнего задания ределять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе синтаксического разбора предложения Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучениюна основе алгоритма выполнения задачи 63 Пунктуацион ный разбор сложноподчи ненного предложения Урок рефлексии Предметные: научиться применять алгоритм проведения пунктуационного разбора сложноподчиненногопре дложения Коммуникативные: упр авлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). Регулятивны е: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе самокоррекции Ответ на контрольные вопросы, подбор из книг, газет и журналов СПП с разными видами придаточных, синтаксический и пунктуационный разбор СПП, подбор необходимых для данных СПП средств связи, составление схем предложений, написание сочинениярассуждения Личностные: формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельностипо алгоритму,индивидуальному плану 64 Повторение и обобщение по теме «СПП» Урок рефлексии Предметные: научиться проектироватьи корректировать индивидуальный маршрут восполнения Выполнение тестовых заданий с последующей взаимопро- проблемных зон в изученных темах Коммуникативные:: фо рмировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.Познавательны е: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения веркой при консультативно й помощи учителя, проектирование выполнения домашнего задания, комментировани евыставленных оценок Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой диагностической деятельности 65 Контрольное Урок тестировани развиввающего е№ 1по теме контроля «Сложноподчиненное предложение » Предметные: научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: исп ользовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.Регулятивн ые: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий Познавател ьные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольного тести- Комплексное повторение с использованием дидактического материала, на основе памяток лингвистическог о портфолио, составление плана лингвистическог о описания по алгоритму выполнения задания при консультативно й помощи ученикаэксперта рования Личностные: формирование устойчивой мотивациик изучениюи закреплению нового, самодиагностике 66 Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании Урок рефлексии Предметные: научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Практикум: анализ данной цитаты, работа с художественны м текстом, коллективная работа по Коммуникативные: орга созданию низовывать и собственного планировать учебное текста, его сотрудничество с редактирование учителем и сверстниками.Регулятив ные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.Познава тельные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками Личностные: формирование устойчивой мотивациик изучениюи закреплению нового, самодиагностике 67 Р/Р Подгото вка к написанию сочинения – рассуждения на основе понимания содержания нравственно й категории Урок общеметодической направленности Предметные: научиться создавать собственный текст на основе цитаты из текста Коммуникативные: вла деть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка,Регулятивные: оп ределять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Написание сочинениярассужденияпо алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверко й, групповое проектирование дифференцирова нного домашнего Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи задания, комментировани е выставленных оценок Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования 68 Контрольное Урок развиваюшего сочинение – контроля рассуждение на основе понимания содержания нравственно й категории Предметные: научиться использовать алгоритм написания сочинениярассуждения на основе понимания содержания нравственной категории Коммуникативные: исп ользовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.Регулятивн ые: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.Познава тельные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава предложения Работа в парах сильный – слабый по конструировани ю предложений с последующей взаимопроверко й, написание лингвистическог о описания (рассуждения) по алгоритму выполнения задания при консультативно й помощи учителя, работа в парах сильный - слабый (компрессия текста) Личностные: формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя Бессоюзное сложное предложение – 10ч 69 Понятие о Урок «открытия» бессоюзном нового знания сложном предложении. Интонация вбессоюзном сложном Предметные: научиться определять бессоюзные сложные предложенияпо их грамматическим признакам, определять интонационный рисунок бессоюзного сложного Лабораторная работа в группах (интонационный анализ сложных бессоюзных предложений), самостоятельная предложении предложения Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивн ые: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры бессоюзного сложного предложения работа по материалам учебника, коллективное проектирование дифференцирова нного домашнего задания Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучениюи закреплению нового, к творческой деятельности, проявления креативных способностей 70 Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления . Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложения х Урок общеметодической направленности1 Предметные: научиться определять БСП со значением перечисления по грамматическим признакам Последующая взаимопроверка, самопроверка, работа над ошибками в диктанте и Коммуникативные: орга домашнем низовывать и заданиипо планировать учебное диагностической сотрудничество с карте учителем и сверстниками.Регулятив ные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к самокоррекции Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования БСП со значением перечисления Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности по алгоритму 71 72 Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения, Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Урок «открытия» нового знания Предметные:научиться применять алгоритм постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении Лабораторная работа (комплексный анализ по тексту художественной и Коммуникативные: орга публицистическ низовывать и ой литературы с планировать учебное орфограммами, сотрудничество с составлениерасс учителем и уждения, сверстниками.Регулятив написание ные: осознавать самого объяснительного себя как движущую силу диктанта с своего научения, свою использованием способность к аудиозаписи; преодолению выполнение препятствий и грамсамокоррекции.Познава матического тельные: объяснять задания языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательскойдеятельностин а основе aлгоритма решения задачи 73 74 Бессоюзное сложное предложение со значением противопоста вления,време ни, условияи следствия. Тире в БСП Урок «открытия» нового знания Предметные:научиться применять алгоритм постановки тире в бессоюзном сложном предложении Коммуникативные: упр авлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). Регулятивны е: проектировать Написание черновика сжатого изложения с последующей самопроверкой по памятке выполнения работы, проектирование выполнения домашнего задания маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.Познава тельные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного анализа текста Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучениюи закреплению нового 75 Р/Р Сжатое изложение №2 Урок развивающего контроля Предметные:научиться проектироватьи реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: доб ывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).Регуля тивные: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы Написание сжатого изложения с последующей самопроверкойп о памятке выполнения работы, проектирование выполнения домашнего задания Личностные: формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности 76 Контрольное Урок развивающего сжатое контроля изложение Предметные:научиться проектироватьи реализовывать Написание объяснительного диктанта с индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах №2 Коммуникативные: доб ывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).Регуля тивные: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы использованием аудиозаписи с последующей взаимопроверко й, выполнение грамматическог о задания с последующей проверкой учителем (разбор сложного предложения), лабораторная работапо материалам учебника (компрессия текста с последующей взаимопроверкой) Личностные: формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности 77 Синтаксическ ий и пунктуацион ный разбор бессоюзного сложного предложения Урок рефлексии Предметные:научиться применять алгоритмы проведения пунктуационного и синтаксического разбора Коммуникативные: опр еделять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к самокоррекции Познавательные: объяс Выполнение тестовых заданий с последующей самопроверкой по алгоритму нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе диктанта и анализа текста Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной проектнойдеятельностин а основе алгоритма решениязадачи 78 Контрольное Урок развиваюшего тестировани контроля е№2 по теме «Бессоюзное сложное предложение » Предметные:научиться применять алгоритм самодиагностики и самокоррекции Коммуникативные: вла деть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,Регулятивные: пр оектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.Познава тельные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий Работа с орфограммами по диагностической карте типичных ошибок, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельностина основе алгоритма 4 четверть – 24ч Сложные предложения с разными видами связи – 11ч 79 80 81 Употреблени е союзной (сочинительн ой и подчинитель ной) и Урок «открытия» нового знания Предметные:научиться применять алгоритм определения состава сложного предложения Коммуникативные: вла деть монологической и Коллективная работа над ошибкамив домашнем задании (групповая, бессоюзной связи в СП диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, Регулятивные: проектир овать траектории через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.Познава тельные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа структуры предложения Личностные: формирование познавательного интереса и устойчивой мотивациик диагностической деятельности 82 83 Знаки препинания в сложных предложения хс различными видами связи Урок общеметодической направленности Предметные:научиться применять алгоритм постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи Коммуникативные: опр еделять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.Познава тельные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые проектная) с использованием алгоритмаработ ы по диагностической карте, групповой комплексный анализ текста, составление рассуждения на лингвистическу ю тему при консультативно йпомощи учителя, коллективное проектирование дифференцирова нного домашнего задания Написание сочиненияописания по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверко й, групповое проектирование дифференцирова нного домашнего задания, комментировани е выставленных оценок в ходе самодиагностики Личностные: формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности по алгоритму, индивидуальному плану 84 Р/Р Сочинен ие на основе картины по теме «Родина». Урок развития речи Предметные:научиться использовать алгоритм написания сочиненияописания на основе понимания содержания нравственной категории Коммуникативные: исп ользовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.Регулятивн ые: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава предложения Работа в парах сильный — слабый с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения упражнений учебника, самостоятельное заполнение таблицы с использованием материалов учебника и лингвистическог о портфолио Личностные: формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя 85 Синтаксическ ий и пунктуацион ный разбор сложного предложения с различными видами связи Урок рефлексии Предметные:научиться применять алгоритм синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи Коммуникативные: вла деть монологической и диалогической формами Работа в группах по дидактическому материалу, материалу учебника (по вариантам), групповое составление алгоритма составления речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,Регулятивные: пр оектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.Познава тельные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи публичной речи, составление лингвистическог о рассуждения по теме урока Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельностина основе алгоритма 86 Р/Р Публичн ая речь Урок развития речи Предметные:научиться применять алгоритм построения публичной речи Коммуникативные: фор мировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.Познава тельные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования публичной речи Личностные: формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи Ответ на контрольные вопросы, подбор из книг, газет и журналов СП с разными видами связи, синтаксический разбор СП, объяснение постановки знаков препинания в предложениях, запись текста с выделением основ 87 Повторение по теме «СП с различными видами связи» Урок рефлексии Предметные:научиться проектироватьи корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: фор мировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.Познавательны е: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы: самостоятельное проектирование выполнения домашнего задания Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой диагностической деятельности 88 Контрольны й диктант №4 с грамматичес кимзадание м Урок развивающего контроля Предметные:научиться проектироватьи реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: уста навливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивн ые: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.Познава тельные: объяснять Комплексное повторение с использованием дидактического материала, на основе памяток лингвистическог о портфолио, составление плана лингвистическог о описания по алгоритму выполнения задания при консультативно й помощи ученикаэксперта языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения Личностные: формирование познавательного интереса, формирование устойчивоймотивациик самостоятельномуи коллективному исследованию предложений 89 Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте Урок рефлексии Предметные:научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: фор мировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.Познавательны е: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения Подготовка устного сообщения с последующей самопроверкой по памятке выполнения работы, проектирование выполнения домашнего задания Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой диагностической деятельности Повторение изученного – 13ч 90 91 Фонетика и графика Урок повторения ранее изученного Предметные:научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в Групповая лабораторная работа (анализ текста), работа в парах сильный - изученных темах Коммуникативные: упр авлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). Регулятивны е: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного анализа текста слабый по памятке выполнения задания (конструирование словосочетаний, предложений (по вариантам) при консультативно й помощи учителя) Личностные: формирование устойчивой мотивации к закреплению изученного 92 93 Лексикология Урок повторения (лексика), ранее изученного фразеология Предметные:научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: исп ользовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: осознава ть самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.Познава тельные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного анализа текста Групповая лабораторная работа (анализ текста на лингвистическу ю тему), конструирование лингвистическог о рассуждения при консультативно й помощи учителя с последующей взаимопроверкой, объяснительный диктант, работас орфограммами, проектирование выполнения дифференцирова нного домашнего задания Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельностив составе группы 94 95 Морфемика Урок повторения ранее изученного Предметные:научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Лабораторная работа с художественны м текстомпо алгоритму выполнения задачи, работа в Коммуникативные: орга парах сильный низовывать и слабый планировать учебное (выборочный сотрудничество с диктант), учителем и самостоятельное сверстниками.Регулятив проектирование ные: осознавать самого дифференцирова себя как движущую силу нного своего научения, свою домашнего способность к задания, преодолению комментировани препятствий и самое выставленных коррекции. оценок Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе использования опорного справочного лингвистического материала Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельностив составе группы 96 Словообразов Урок повторения ание ранее изученного Предметные:научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: вла деть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,Регулятивные: пр оектировать траектории Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы: самостоятельное проектирование выполнения домашнего задания развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.Познава тельные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложения Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельностина основе алгоритма 97 Контрольны й диктант №5 с грамматичес кимзадание м Урок развивающего контроля Предметные:научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: уста навливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивн ые: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.Познава тельные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения Личностные: формирование познавательного интереса, формирование устойчивоймотивациик самостоятельномуи коллективному исследованию предложений Комплексное повторение с использованием дидактического материала, на основе памяток лингвистическог о портфолио, составление плана лингвистическог о описания по алгоритму выполнения задания при консультативно й помощи ученикаэксперта 98 Анализ ошибок, допущенных в работе Урок рефлексии Предметные:научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: фор мировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.Познавательны е: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения Самостоятельна я работа над ошибками в домашнем задании с последующей взаимопроверко йпо материалам диагностической картытипичных ошибок, анализ художественног о текста Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой диагностической деятельности 99 Морфология Урок повторения ранее изученного Предметные:научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: фор мировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы), Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяс нять языковые явления, Написание выборочного диктанта с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания, выполнение грамматическог о задания (комплексный анализ текста; компресс ия текста), самодиагностик а по материалам диагностической карты типичных ошибок процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению в группе 100 Синтаксис Урок повторения ранее изученного Предметные:научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: исп ользовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.. Познавательные: объяс нять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения анализа текста Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности 101 102 Орфография. Пунктуация Урок повторения ранее изученного Предметные: научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: фор мировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской Работа в парах (конструировани е предложений, текста (по вариантам), объяснение орфограмм и пунктограмм с последующей взаимопроверко й), групповая работа над ошибками по диагностической карте типичных ошибок в контрольной работе при консультативно й помощи учителя деятельности на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи